Приложение к ООП, АООП Программа курса внеурочной деятельности Шахматы 1-2 кл. 2022г.

Приложение к ООП, АОПП
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8»

Принят:
решение педсовета
от29.08.2022 г.
протокол №1

Утверждён:
приказом директора
МАОУ ПГО «СОШ №8»
№182/4 – Д от 29.08.2022 г.
Директор ________ О.С. Петрова

Программа курса
внеурочной деятельности
«Шахматы»

г. Полевской
2022

1. Комплекс основных характеристик образования при реализации
программы курса внеурочной деятельности «Шахматы»
1.1 Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих
нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

и

требованиями

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования к результатам
освоения образовательной программы по «Физической культуре»
- Основная образовательная программа начального общего образования
МАОУ ПГО «СОШ №8»
- Устав МАОУ ПГО «СОШ №8»
- Положение «О внеурочной деятельности МАОУ ПГО «СОШ №8»
Программа раскрывает методические основы обучения шахматной игре.
Целью

Программы

является:

равномерное

развитие

логического

и

физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни
и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и
физической культурой.
Задачи Программы.
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной
активности,
укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта,
привлечение

обучающихся,

проявляющих

повышенный

интерес

и

способности к занятиям
шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях;
-

развитие

упражнениями,

интереса

к

самостоятельным

занятиям

физическими

интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам
активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально –
спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых
положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
-

обучение

новым

двигательным

действиям

средствами

шахмат и

использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной
активности и оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных
особенностей,

индивидуальных

и

физиологических

возможностей

школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре
вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств
и
повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного
опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами

шахмат,

так

и

физическими

упражнениями

с

общеразвивающей

направленностью.
Воспитательные:
-

приобщение

к

самостоятельным

занятиям

интеллектуальными

и

физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия

и

сотрудничества

в

учебной

и

соревновательной

деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально –
физкультурным занятиям.
1.2 Объем курса
Программа рассчитана на 2 года обучения, в 1 классе 1 час в неделю, во 2
классе – 2 часа. Продолжительность занятия 40 минут.
1.3 Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы»
Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»
представлены история, основные термины и понятия, требования техники
безопасности.

Представлены

образовательные

аспекты,

которые

ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и
интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во
время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.

Основу содержания курса составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в
интеллектуально –
физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение
спортивно – шахматных праздников.
1.4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса
Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:
личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные
личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения
программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа
жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и
обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на
результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют
уровень

сформированности

универсальных

учебных

действий:

познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения
учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром
логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,
адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по
Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека
(физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном
влиянии

на

развитие

человека

(физическое,

интеллектуальное,

эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах
успешной учѐбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их
значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и
спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального
смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного
материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности
(интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх
разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных
эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и
подвижных игр.
Планируемые предметные результаты.
К концу первого учебного года обучающиеся должны:
- объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, стоять
под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат,
ничья;
- знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знать правила хода и взятия каждой фигуры;
- ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в
отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил
шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-

рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные

задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать «цену» каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и
ладьей, ферзѐм и королѐм;
- овладеть способом «взятия на проходе»;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца
с записью своих ходов и ходов соперника.

2. Календарно тематическое планировпние
1-ый год обучения (34 часа)
№
Тема
урока
1.
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во

Кол-во
часов
1ч.

время занятий, соревнования и в спортивном зале.
Шахматы - мои друзья.
2.

Шахматная доска.

1ч.

3.

Горизонталь.

1ч.

4.

Вертикаль.

1ч.

5.

Диагональ.

1ч.

6.

Волшебная шахматная доска.

1ч.

7.

Ладья.

1ч.

8.

Слон.

1ч.

9.

Ферзь

1ч.

10.

Конь.

1ч.

11.

Пешка.

1ч.

12.

Король.

1ч.

13.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1ч.

14.

Ценность фигур.

1ч.

15.

Шахматная нотация.

1ч.

16.

Шах и защита от шаха.

1ч.

17.

Мат.

1ч.

18.

Пат, ничья.

1ч

19.

Рокировка.

1ч.

20.

Взятие на проходе.

1ч.

21.

Превращение пешки.

1ч.

22.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1ч.

23.

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

1ч.

24.

Мат ферзём и королём одинокому королю.

1ч.

25.

Как начинать партию: дебют.

1ч.

26.

Ошибочные ходы в начале партии.

1ч.

27.
28.

Тактические приёмы.
Правила поведения соперников во время игры.

1ч.
1ч.

29.

История шахмат.

1ч.

30.

Три стадии шахматной партии.

1ч.

31.

Шахматный турнир.

1ч.

32.
33.
34.

Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Спортивно - шахматный праздник.

1ч.
1ч.
1ч.

2-ой год обучения (68 часов)
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время
занятий и соревнований. Шахматы мои друзья.
Практико-соревновательная деятельность.
Рождение шахмат.
Практико-соревновательная деятельность.
От чатуранги к шатранджу.
Практико-соревновательная деятельность.
Шахматный турнир.
Практико-соревновательная деятельность.
Шахматы проникают в Европу.
Практико-соревновательная деятельность.
Чемпионы мира по шахматам.
Практико-соревновательная деятельность.
Выдающиеся шахматисты нашего времени.
Практико-соревновательная деятельность.
Шахматные правила FIDE .
Практико-соревновательная деятельность.
Этика шахматной борьбы.
Практико-соревновательная деятельность.
Обозначение горизонталей и вертикалей. Наименование
полей шахматных фигур.
Практико-соревновательная деятельность.
Краткая и полная шахматная нотация.
Практико-соревновательная деятельность.
Шахматный турнир.

2 часа

Запись начального положения.
Практико-соревновательная деятельность.
Запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность.
Повторение: ценность шахматных фигур( К, С=3, Л=5,

2 часа

2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

2 часа
2 часа

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Ф=9). Практико-соревновательная деятельность.
Сравнительная сила фигур.
Практико-соревновательная деятельность.
Абсолютная и относительная сила фигур.
Практико-соревновательная деятельность.
Достижение материального перевеса.
Практико-соревновательная деятельность.
Шахматный турнир

2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

Нападение и защита.
Практико-соревновательная деятельность.
Нападение и защита.
Практико-соревновательная деятельность.
Способы защиты ( 5 способов).
Практико-соревновательная деятельность.
Способы защиты ( 5 способов).
Практико-соревновательная деятельность.
Мат различными фигурами.
Практико-соревновательная деятельность.
Мат различными фигурами.
Практико-соревновательная деятельность.
Шахматный турнир

2 часа

Ферзь и ладья против короля.
Практико-соревновательная деятельность.
Две ладьи против короля.
Практико-соревновательная деятельность.
Король и ферзь против короля
Практико-соревновательная деятельность.
Король и ладья против короля
Практико-соревновательная деятельность.
Шахматный турнир

2 часа

Решение шахматных задач
Практико-соревновательная деятельность.
Решение шахматных задач
Практико-соревновательная деятельность.
Спортивно-шахматный праздник

2 часа

2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

2 часа
2 часа


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».