Приложение к ООП, АОПП Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8» Принят: решение педсовета от29.08.2022 г. протокол №1 Утверждён: приказом директора МАОУ ПГО «СОШ №8» №182/4 – Д от 29.08.2022 г. Директор ________ О.С. Петрова Программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (для обучающихся 4 класса) г. Полевской 2022 1. Комплекс основных характеристик образования при реализации программы курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» 1.1 Пояснительная записка Программа курса «Смысловое чтение» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. - Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ ПГО «СОШ №8» - Устав МАОУ ПГО «СОШ №8» - Положение «О внеурочной деятельности МАОУ ПГО «СОШ №8» - Программа воспитания МАОУ ПГО «СОШ №8» - На основе двух авторских курсов: 1. авторского учебного курса М.В.Беденко «Обучение смысловому чтению», 2. авторского курса Т.Векшиной «Учусь работать с текстом». Изучение курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование читательской грамотности младшего школьника, как основы формирования функциональной грамотности в целом; - осознание себя человеком, способным к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: - освоение общекультурных и метапредметных навыков чтения и понимания текста (формирование умений осознанно читать тексты различного вида и формата, интерпретировать и интегрировать их); - воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов и жанров литературы, использовать их для расширения знаний об окружающем мире, формирование умения ориентироваться в книге); - формирование нравственных ценностей, понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром); 1.2 Объем курса Программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для обучающихся 4 класса – 68 часов в год, продолжительность занятия – 40 мин. Программа «Смысловое чтение» прежде всего, направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Программа реализуется в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий. 1.3 Содержание курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научнопопулярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Тексты, дополняющие и расширяющие содержание предмета расширяющие содержание предмета «Литературное чтение» - метка ЛЧ. Тексты, дополняющие «Окружающий мир» - метка ОМ. и 1.4. Планируемые результаты Личностные результаты: 1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. 2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора). Метапредметные результаты: Цель смыслового чтения – уметь максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали, практически осмыслить и оценить извлеченную информацию. Поиск информации и понимание прочитанного Преобразование и Оценка информации интерпретация информации находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; текст подробно и сжато, определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план пересказывать высказывать оценочные суждения и свою точку устно и письменно; зрения о прочитанном соотносить факты с общей тексте; текста; идеей текста, вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать простые языковые особенности и устанавливать их последовательность; связи, не высказанные в структуру текста; упорядочивать информацию по заданному основанию; тексте напрямую; определять место и роль сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, формулировать иллюстративного ряда в выделяя два-три существенных признака; несложные выводы, тексте; понимать информацию, представленную в неявном виде основываясь на тексте; (например, выделять общий признак группы элементов, находить аргументы, знаний, жизненного опыта характеризовать явление по его описанию; находить в подтверждающие вывод; подвергать сомнению сопоставлять и обобщать достоверность утверждение); содержащуюся в разных прочитанного, обнаруживать понимать информацию, представленную разными частях текста недостоверность способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; информацию; получаемых сведений, составлять на основании пробелы в информации и нем информацию, но и обращая внимание на жанр, текста небольшое находить пути восполнения структуру, выразительные средства; монологическое этих пробелов; использовать различные виды чтения: ознакомительное, высказывание, отвечая на изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в поставленный вопрос тексте несколько примеров, доказывающих приведенное понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в оценивать содержание, на основе имеющихся участвовать в учебном диалоге при обсуждении соответствии с целью чтения; прочитанного или ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и прослушанного текста; справочниках. сопоставлять различные точки зрения. использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации соотносить позицию автора работать с несколькими источниками информации; с собственной точкой сопоставлять информацию, полученную из нескольких зрения; источников в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Способы отслеживания ожидаемых результатов: Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование. Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты и конкурсы, проведение праздников и мероприятий. Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита творческих работ. 3. Календарно-тематическое планирование Модуль 1. №п/п Название текста, страница Количество часов 1. Хозяин Арктики. 1 2. А.А.Фет. 1 3. Два мороза (Бел.нар.ск) 1 4. Полезные свойства растений. 1 5. «Вечный город» «Золотая монета» (Арм.нар.ск) 1 6. Лечебные свойства растений. 1 7. В.В.Одоевский 1 8. Кит. 1 9. «Котик – золотой лобик» (Бел.нар.ск) 1 10. Эрмитаж. 1 11. Кабан. 1 12. В.Ю.Драгунский. 1 13. Гора Солнца (китайская сказка) 1 14. Повар и царь (мол.нар.ск) 1 15. Горы. 1 16. Ворона и лиса. (Бел.нар.ск) 1 17. Гуси. 1 18. Кап – Кап. (болгарская сказка) 1 19. Петр Первый. 1 20. Почва. 1 21. Что приключилось с купцами (мол.н.ск) 1 22. Виноград. 1 23. Работай, кошка, работай! (мол.нар.ск) 1 24. Жираф. 1 25. Федул и Маланья (р.н.с) 1 26. Павлин. 1 27. Кошка и мышь. (восточная сказка) 1 28. «Волшебницы» (фран.н.ск) 1 28 ч. Модуль 2. 29. Резиновый мяч. Маленькие конфетки. 1 30. Свитера. Игрушки из Японии. "Очертя голову" 1 31. В большом деле не без "убытка". Глаза умнее мозгов. 1 32. "Замените меня Васей - он умнее!" Заколдованный круг 1 Самоочищающиеся окна. Хомяк и птицы. Сель. Оптические 1 33. иллюзии. 34. Гонки на верблюдах. Слоны. 1 Ушная раковина китайского императора. Блин - символ солнца, 1 35. вареник - символ луны. 36. Антиквариат. Ледяные пушки. 1 37. Поплавать в воздухе. 1 38. Запах газа. Красная строка. 1 39. Пуантилизм и пиксель. 1 40. Большой автомобиль. 1 41. Ключ и замок. Обезьянки на канале. 1 42. Железная ложка. 1 43. Яд и лекарство. 1 44. Трескучие морозы. В невесомости. 1 45. Чей дом красивее? Подземные воды. 1 Неожиданный результат. Обработка камня в жарких странах. 1 46. Музыкальный слух у кошки. Обработка камня огнем. Самолет без летчика. Королевский 1 47. голубой. 48. Рыцари. Я люблю весну. 1 49. Красивый пустоцвет. Из пушки на луну. 1 50. Тамплиеры. Красный цвет - символ богатства. 1 51. В космос по канату. "Непостоянен, как ветер». 1 52. Терминатор. Пастеризованное молоко. 1 По воде или по воздуху? Поезд или автомобиль? "Вывести на 1 53. чистую воду". Пирамида Хеопса. 54. Скидки и акции. Два способа сделать мультфильм. 1 55. Удачное плавание. Индюк не из Индии. Мост к богатству. 1 56. Паучок, который не знал, что такое осень. 1 57. Зима - хлопотунья. 1 58. Сказка о кролике и сахарных кленах. 1 59. Сказка о космических городах. 1 60. Арбузный лимонад. 1 61. В большом деле нужны разные люди. 1 62. Такси - малютка. 1 63. Богатый заяц. Канадский флаг. Кленовый сироп. 1 Почему на асфальте появились ямы. Озера в воронках от бомб. 1 64. Станцевать на куполе парашюта. Резервные часы (оценка достижений, ТЧ) Итого: 4 68 ч.