Приложение к ООП, АОПП
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8»
Принят:
решение педсовета
от29.08.2022 г.
протокол №1
Утверждён:
приказом директора
МАОУ ПГО «СОШ №8»
№182/4 – Д от 29.08.2022 г.
Директор ________ О.С. Петрова
Программа курса
внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
(для обучающихся 4 класса)
г. Полевской
2022
1. Комплекс основных характеристик образования при реализации
программы курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
1.1 Пояснительная записка
Программа курса «Смысловое чтение» составлена в соответствии с
требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с
требованиями к результатам освоения основного общего образования.
- Основная образовательная программа начального общего образования
МАОУ ПГО «СОШ №8»
- Устав МАОУ ПГО «СОШ №8»
- Положение «О внеурочной деятельности МАОУ ПГО «СОШ №8»
- Программа воспитания МАОУ ПГО «СОШ №8»
- На основе двух авторских курсов:
1. авторского учебного курса М.В.Беденко «Обучение смысловому
чтению»,
2. авторского курса Т.Векшиной «Учусь работать с текстом».
Изучение курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» в
начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование читательской грамотности младшего школьника, как
основы формирования функциональной грамотности в целом;
- осознание себя человеком, способным к использованию читательской
деятельности как средства самообразования.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
основных задач:
- освоение общекультурных и метапредметных навыков чтения и
понимания текста (формирование умений осознанно читать тексты различного
вида и формата, интерпретировать и интегрировать их);
- воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к
процессу чтения и потребности читать произведения разных видов и жанров
литературы, использовать их для расширения знаний об окружающем мире,
формирование умения ориентироваться в книге);
-
формирование
нравственных
ценностей,
понимание
духовной
сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей
взаимодействия с окружающим миром);
1.2 Объем курса
Программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для
обучающихся 4 класса – 68 часов в год, продолжительность занятия – 40 мин.
Программа «Смысловое чтение» прежде всего, направлена на обучение
учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению,
изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме.
Программа реализуется в очной форме с применением дистанционных
образовательных технологий.
1.3 Содержание курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое
чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета
«Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов
речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение,
письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому
знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и
зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических
чувств младшего школьника.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать
информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научнопопулярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать
ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что
ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и
второстепенную информацию.
Тексты,
дополняющие
и
расширяющие
содержание
предмета
расширяющие
содержание
предмета
«Литературное чтение» - метка ЛЧ.
Тексты,
дополняющие
«Окружающий мир»
- метка ОМ.
и
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт
моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
Цель смыслового чтения – уметь максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали, практически
осмыслить и оценить извлеченную информацию.
Поиск информации и понимание прочитанного
Преобразование и
Оценка информации
интерпретация информации
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные
в явном виде;
текст подробно и сжато,
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план
пересказывать
высказывать оценочные
суждения и свою точку
устно и письменно;
зрения о прочитанном
соотносить факты с общей
тексте;
текста;
идеей текста,
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать простые
языковые особенности и
устанавливать их последовательность;
связи, не высказанные в
структуру текста;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
тексте напрямую;
определять место и роль
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте,
формулировать
иллюстративного ряда в
выделяя два-три существенных признака;
несложные выводы,
тексте;
понимать информацию, представленную в неявном виде
основываясь на тексте;
(например, выделять общий признак группы элементов,
находить аргументы,
знаний, жизненного опыта
характеризовать явление по его описанию; находить в
подтверждающие вывод;
подвергать сомнению
сопоставлять и обобщать
достоверность
утверждение);
содержащуюся в разных
прочитанного, обнаруживать
понимать информацию, представленную разными
частях текста
недостоверность
способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
информацию;
получаемых сведений,
составлять на основании
пробелы в информации и
нем информацию, но и обращая внимание на жанр,
текста небольшое
находить пути восполнения
структуру, выразительные средства;
монологическое
этих пробелов;
использовать различные виды чтения: ознакомительное,
высказывание, отвечая на
изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в
поставленный вопрос
тексте несколько примеров, доказывающих приведенное
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в
оценивать содержание,
на основе имеющихся
участвовать в учебном
диалоге при обсуждении
соответствии с целью чтения;
прочитанного или
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
прослушанного текста;
справочниках.
сопоставлять различные
точки зрения.
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации
соотносить позицию автора
работать с несколькими источниками информации;
с собственной точкой
сопоставлять информацию, полученную из нескольких
зрения;
источников
в процессе работы с одним
или несколькими
источниками выявлять
достоверную
(противоречивую)
информацию.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты и конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион
знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита творческих работ.
3. Календарно-тематическое планирование
Модуль 1.
№п/п Название текста, страница
Количество
часов
1.
Хозяин Арктики.
1
2.
А.А.Фет.
1
3.
Два мороза (Бел.нар.ск)
1
4.
Полезные свойства растений.
1
5.
«Вечный город» «Золотая монета» (Арм.нар.ск)
1
6.
Лечебные свойства растений.
1
7.
В.В.Одоевский
1
8.
Кит.
1
9.
«Котик – золотой лобик» (Бел.нар.ск)
1
10.
Эрмитаж.
1
11.
Кабан.
1
12.
В.Ю.Драгунский.
1
13.
Гора Солнца (китайская сказка)
1
14.
Повар и царь (мол.нар.ск)
1
15.
Горы.
1
16.
Ворона и лиса. (Бел.нар.ск)
1
17.
Гуси.
1
18.
Кап – Кап. (болгарская сказка)
1
19.
Петр Первый.
1
20.
Почва.
1
21.
Что приключилось с купцами (мол.н.ск)
1
22.
Виноград.
1
23.
Работай, кошка, работай! (мол.нар.ск)
1
24.
Жираф.
1
25.
Федул и Маланья (р.н.с)
1
26.
Павлин.
1
27.
Кошка и мышь. (восточная сказка)
1
28.
«Волшебницы» (фран.н.ск)
1
28 ч.
Модуль 2.
29.
Резиновый мяч. Маленькие конфетки.
1
30.
Свитера. Игрушки из Японии. "Очертя голову"
1
31.
В большом деле не без "убытка". Глаза умнее мозгов.
1
32.
"Замените меня Васей - он умнее!" Заколдованный круг
1
Самоочищающиеся окна. Хомяк и птицы. Сель. Оптические
1
33.
иллюзии.
34.
Гонки на верблюдах. Слоны.
1
Ушная раковина китайского императора. Блин - символ солнца,
1
35.
вареник - символ луны.
36.
Антиквариат. Ледяные пушки.
1
37.
Поплавать в воздухе.
1
38.
Запах газа. Красная строка.
1
39.
Пуантилизм и пиксель.
1
40.
Большой автомобиль.
1
41.
Ключ и замок. Обезьянки на канале.
1
42.
Железная ложка.
1
43.
Яд и лекарство.
1
44.
Трескучие морозы. В невесомости.
1
45.
Чей дом красивее? Подземные воды.
1
Неожиданный результат. Обработка камня в жарких странах.
1
46.
Музыкальный слух у кошки.
Обработка камня огнем. Самолет без летчика. Королевский
1
47.
голубой.
48.
Рыцари. Я люблю весну.
1
49.
Красивый пустоцвет. Из пушки на луну.
1
50.
Тамплиеры. Красный цвет - символ богатства.
1
51.
В космос по канату. "Непостоянен, как ветер».
1
52.
Терминатор. Пастеризованное молоко.
1
По воде или по воздуху? Поезд или автомобиль? "Вывести на
1
53.
чистую воду". Пирамида Хеопса.
54.
Скидки и акции. Два способа сделать мультфильм.
1
55.
Удачное плавание. Индюк не из Индии. Мост к богатству.
1
56.
Паучок, который не знал, что такое осень.
1
57.
Зима - хлопотунья.
1
58.
Сказка о кролике и сахарных кленах.
1
59.
Сказка о космических городах.
1
60.
Арбузный лимонад.
1
61.
В большом деле нужны разные люди.
1
62.
Такси - малютка.
1
63.
Богатый заяц. Канадский флаг. Кленовый сироп.
1
Почему на асфальте появились ямы. Озера в воронках от бомб.
1
64.
Станцевать на куполе парашюта.
Резервные часы (оценка достижений, ТЧ)
Итого:
4
68 ч.