Приложение к ООП, АООП Программа курса внеурочной деятельности Смысловое чтение 4 кл. 2022г.

Приложение к ООП, АОПП
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8»
Принят:
решение педсовета
от29.08.2022 г.
протокол №1

Утверждён:
приказом директора
МАОУ ПГО «СОШ №8»
№182/4 – Д от 29.08.2022 г.
Директор ________ О.С. Петрова

Программа курса
внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
(для обучающихся 4 класса)

г. Полевской
2022

1. Комплекс основных характеристик образования при реализации
программы курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
1.1 Пояснительная записка
Программа курса «Смысловое чтение» составлена в соответствии с
требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с
требованиями к результатам освоения основного общего образования.
- Основная образовательная программа начального общего образования
МАОУ ПГО «СОШ №8»
- Устав МАОУ ПГО «СОШ №8»
- Положение «О внеурочной деятельности МАОУ ПГО «СОШ №8»
- Программа воспитания МАОУ ПГО «СОШ №8»
- На основе двух авторских курсов:
1. авторского учебного курса М.В.Беденко «Обучение смысловому
чтению»,
2. авторского курса Т.Векшиной «Учусь работать с текстом».
Изучение курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» в
начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование читательской грамотности младшего школьника, как
основы формирования функциональной грамотности в целом;
- осознание себя человеком, способным к использованию читательской
деятельности как средства самообразования.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
основных задач:
- освоение общекультурных и метапредметных навыков чтения и
понимания текста (формирование умений осознанно читать тексты различного
вида и формата, интерпретировать и интегрировать их);

- воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к
процессу чтения и потребности читать произведения разных видов и жанров
литературы, использовать их для расширения знаний об окружающем мире,
формирование умения ориентироваться в книге);
-

формирование

нравственных

ценностей,

понимание

духовной

сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей
взаимодействия с окружающим миром);
1.2 Объем курса
Программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для
обучающихся 4 класса – 68 часов в год, продолжительность занятия – 40 мин.
Программа «Смысловое чтение» прежде всего, направлена на обучение
учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению,
изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме.
Программа реализуется в очной форме с применением дистанционных
образовательных технологий.
1.3 Содержание курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое
чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета
«Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов
речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение,
письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому
знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и
зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических
чувств младшего школьника.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать
информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научнопопулярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать

ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что
ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и
второстепенную информацию.
Тексты,

дополняющие

и

расширяющие

содержание

предмета

расширяющие

содержание

предмета

«Литературное чтение» - метка ЛЧ.
Тексты,

дополняющие

«Окружающий мир»
- метка ОМ.

и

1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт
моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
Цель смыслового чтения – уметь максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали, практически
осмыслить и оценить извлеченную информацию.
Поиск информации и понимание прочитанного

Преобразование и

Оценка информации

интерпретация информации


находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные



в явном виде;

текст подробно и сжато,



определять тему и главную мысль текста;



делить тексты на смысловые части, составлять план



пересказывать



высказывать оценочные
суждения и свою точку

устно и письменно;

зрения о прочитанном

соотносить факты с общей

тексте;



текста;

идеей текста,

вычленять содержащиеся в тексте основные события и

устанавливать простые

языковые особенности и

устанавливать их последовательность;

связи, не высказанные в

структуру текста;



упорядочивать информацию по заданному основанию;

тексте напрямую;

определять место и роль



сравнивать между собой объекты, описанные в тексте,

формулировать

иллюстративного ряда в

выделяя два-три существенных признака;

несложные выводы,

тексте;

понимать информацию, представленную в неявном виде

основываясь на тексте;

(например, выделять общий признак группы элементов,

находить аргументы,

знаний, жизненного опыта

характеризовать явление по его описанию; находить в

подтверждающие вывод;

подвергать сомнению

сопоставлять и обобщать

достоверность

утверждение);

содержащуюся в разных

прочитанного, обнаруживать

понимать информацию, представленную разными

частях текста

недостоверность

способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

информацию;

получаемых сведений,

составлять на основании

пробелы в информации и

нем информацию, но и обращая внимание на жанр,

текста небольшое

находить пути восполнения

структуру, выразительные средства;

монологическое

этих пробелов;

использовать различные виды чтения: ознакомительное,

высказывание, отвечая на

изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в

поставленный вопрос





тексте несколько примеров, доказывающих приведенное







понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в











оценивать содержание,

на основе имеющихся

участвовать в учебном
диалоге при обсуждении

соответствии с целью чтения;

прочитанного или

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и

прослушанного текста;

справочниках.



сопоставлять различные



точки зрения.

использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации



соотносить позицию автора



работать с несколькими источниками информации;

с собственной точкой



сопоставлять информацию, полученную из нескольких

зрения;

источников



в процессе работы с одним
или несколькими
источниками выявлять
достоверную
(противоречивую)
информацию.

Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты и конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион
знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита творческих работ.

3. Календарно-тематическое планирование
Модуль 1.
№п/п Название текста, страница

Количество
часов

1.

Хозяин Арктики.

1

2.

А.А.Фет.

1

3.

Два мороза (Бел.нар.ск)

1

4.

Полезные свойства растений.

1

5.

«Вечный город» «Золотая монета» (Арм.нар.ск)

1

6.

Лечебные свойства растений.

1

7.

В.В.Одоевский

1

8.

Кит.

1

9.

«Котик – золотой лобик» (Бел.нар.ск)

1

10.

Эрмитаж.

1

11.

Кабан.

1

12.

В.Ю.Драгунский.

1

13.

Гора Солнца (китайская сказка)

1

14.

Повар и царь (мол.нар.ск)

1

15.

Горы.

1

16.

Ворона и лиса. (Бел.нар.ск)

1

17.

Гуси.

1

18.

Кап – Кап. (болгарская сказка)

1

19.

Петр Первый.

1

20.

Почва.

1

21.

Что приключилось с купцами (мол.н.ск)

1

22.

Виноград.

1

23.

Работай, кошка, работай! (мол.нар.ск)

1

24.

Жираф.

1

25.

Федул и Маланья (р.н.с)

1

26.

Павлин.

1

27.

Кошка и мышь. (восточная сказка)

1

28.

«Волшебницы» (фран.н.ск)

1
28 ч.

Модуль 2.
29.

Резиновый мяч. Маленькие конфетки.

1

30.

Свитера. Игрушки из Японии. "Очертя голову"

1

31.

В большом деле не без "убытка". Глаза умнее мозгов.

1

32.

"Замените меня Васей - он умнее!" Заколдованный круг

1

Самоочищающиеся окна. Хомяк и птицы. Сель. Оптические

1

33.

иллюзии.

34.

Гонки на верблюдах. Слоны.

1

Ушная раковина китайского императора. Блин - символ солнца,

1

35.

вареник - символ луны.

36.

Антиквариат. Ледяные пушки.

1

37.

Поплавать в воздухе.

1

38.

Запах газа. Красная строка.

1

39.

Пуантилизм и пиксель.

1

40.

Большой автомобиль.

1

41.

Ключ и замок. Обезьянки на канале.

1

42.

Железная ложка.

1

43.

Яд и лекарство.

1

44.

Трескучие морозы. В невесомости.

1

45.

Чей дом красивее? Подземные воды.

1

Неожиданный результат. Обработка камня в жарких странах.

1

46.

Музыкальный слух у кошки.
Обработка камня огнем. Самолет без летчика. Королевский

1

47.

голубой.

48.

Рыцари. Я люблю весну.

1

49.

Красивый пустоцвет. Из пушки на луну.

1

50.

Тамплиеры. Красный цвет - символ богатства.

1

51.

В космос по канату. "Непостоянен, как ветер».

1

52.

Терминатор. Пастеризованное молоко.

1

По воде или по воздуху? Поезд или автомобиль? "Вывести на

1

53.

чистую воду". Пирамида Хеопса.

54.

Скидки и акции. Два способа сделать мультфильм.

1

55.

Удачное плавание. Индюк не из Индии. Мост к богатству.

1

56.

Паучок, который не знал, что такое осень.

1

57.

Зима - хлопотунья.

1

58.

Сказка о кролике и сахарных кленах.

1

59.

Сказка о космических городах.

1

60.

Арбузный лимонад.

1

61.

В большом деле нужны разные люди.

1

62.

Такси - малютка.

1

63.

Богатый заяц. Канадский флаг. Кленовый сироп.

1

Почему на асфальте появились ямы. Озера в воронках от бомб.

1

64.

Станцевать на куполе парашюта.
Резервные часы (оценка достижений, ТЧ)
Итого:

4
68 ч.


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».