26.12.2018
Ольга Юрьевна, накануне Нового года и Рождества многие
школьники в придачу к подаркам получают полный портфель домашних заданий. На
ваш взгляд, стоит ли давать детям дополнительную работу на праздники?
Ольга Васильева: Лично я считаю, что этого делать не
нужно: мы и так достаточно нагружены. С одной стороны, и у детей, и у взрослых
должно быть время на то, чтобы вздохнуть, отвлечься от работы, провести время с
семьей. Тем более в праздник, тем более в Новый год. С другой стороны, каждый
родитель знает, в чем ребенку нужно приложить больше усердия, нужна ли ему
помощь. И после нескольких дней каникул, после хорошей передышки вполне
возможно в мягкой и ненавязчивой форме обратиться и к "школьным" вопросам.
Можно вместе с ребенком что-то прочитать, обсудить, повторить, не слишком при
этом усердствуя. Но в целом я за то, чтобы дети в праздники больше
отдыхали.
Российские школьники тратят на
"домашку" по десять часов в неделю и больше. Не велика ли нагрузка?
Ольга Васильева: Школы во многом автономны. Вопрос содержания
домашних заданий, их объема - это ответственность конкретной образовательной
организации и конкретного педагога. Однако предельная нагрузка на ребенка
строго регламентирована: в первом классе домашнее задание не задают, во 2-3-х
классах школьник не должен тратить на него больше полутора часов, в 4-5-х
классах допускается максимум два часа, в 6-8-х - 2,5 часа, в 9-11-х - до 3,5
часов. Учителя эти нормы прекрасно знают и должны на них
ориентироваться. Но проблема еще и в том, что современные школьники плохо
владеют функциональным чтением. Им трудно работать с текстом: понимать
содержание, запоминать его, анализировать. Как следствие - могут возникнуть
проблемы по остальным школьным предметам, дети начинают проводить за уроками
весь вечер... Что может сделать учитель в ситуации, если дома с ребенком
никогда не читали, не вели долгих бесед, не прививали вкуса к литературе и
чтению? Выход я вижу только один: родителям, молодым мамам и папам нужно снова начать
читать детям книжки, а не бездумно выдавать малышам в руки гаджеты. Это
непросто, но постепенно нам нужно восстанавливать то лучшее, чем отличалась
советская система образования. Наглядный пример: в 1986 году Россия была на
первом месте в мире по читательской грамотности среди подростков. Сегодня -
только на 36-м.
Тогда на чем нам нужно сосредоточить усилия, чтобы
войти в десятку стран с лучшим школьным образованием?
Ольга Васильева: Должна быть решена триединая задача: это
развитие материально-технической базы, развитие содержания образования и
профессиональное развитие педагогов, которые работают с нашими детьми.
В рамках национального проекта "Образование"
в течение шести лет будет выделено более 750 миллиардов рублей. 10 федеральных
проектов, подчиненных единой задаче. В основном это федеральные средства,
значительная часть которых министерство направит в регионы в форме субсидий. На
что пойдут деньги? На создание новых мест в сельских школах, на межрегиональные
центры компетенций и повышения профессионального мастерства учителей, на
детские технопарки и мобильные технопарки "Кванториум", на IT-кубы,
на вовлечение детей в естественно-научное и техническое творчество, на их
раннюю профориентацию.
В России сегодня примерно 42 тысячи школ. И в регионах
очень разная ситуация. Есть традиционные лидеры по всем показателям: это
Москва, Санкт-Петербург, Татарстан.
Ольга Васильева: Есть региональные центры, которые
готовят победителей международных олимпиад по математике, физике, информатике,
другим предметам. Это Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Пермь. И в то же
время у нас сейчас пять тысяч школ, в основном сельских, которые не имеют
химических лабораторий. Мы же хотим использовать все возможности, чтобы
выровнять ситуацию по регионам, чтобы дети могли получить качественную
образовательную базу и в столичной, и в небольшой сельской школе.
В этом случае хорошим "помощником" для педагогов может стать
"Российская электронная школа", где будут виртуальные театры, музеи,
библиотеки, уроки. И в том числе виртуальные лаборатории, где можно будет
проводить вместе с детьми химические, физические эксперименты.
Для педагогов также вводятся две новые должности -
старший и ведущий учитель. Кто они?
Ольга Васильева: В России по поручению президента создается
Национальная система учительского роста. Она предполагает, что карьера учителя
пойдет не только по горизонтали, но и по вертикали. При этом мы нисколько не
умаляем прежние заслуги наших педагогов. То есть останется и первая, и высшая
категория, и заслуженные наши учителя. А новые должности - это именно
должности: за ними стоят реальные обязанности, которые необходимо выполнять.
Например, "старший учитель" будет координировать работу других
педагогов, методически ее сопровождать и разрабатывать индивидуальные образовательные
траектории с учетом особенностей учеников. "Старшим учителем" можно
будет стать, только проработав в школе пять лет и получив предварительно первую
или высшую квалификационную категорию.
"Ведущий учитель" - это наставник для
молодых педагогов. Поэтому здесь требования еще выше - 10 лет стажа плюс высшая
квалификационная категория. "Ведущий учитель" будет помогать другим
педагогам "войти" в профессию. Причем не только
учителям-предметникам, но и педагогам-психологам, дефектологам, социальным
педагогам, интегрировать все это в образовательный процесс. Мы очень хотим,
чтобы у него была возможность для творческого подхода к воспитанию молодых
педагогов, для вдумчивых бесед, для передачи опыта. Ведь в нашей работе очень
много тонкостей, о которых с молодыми учителями действительно нужно говорить.
Например, о том, как правильно войти в класс, как себя подать. Даже один этот
момент может очень сильно повлиять на всю дальнейшую работу.
И это не ноу-хау. Нам надо возвращать методические
объединения внутри школ, восстанавливать связи между старшим поколением и
поколением учителей, которые сегодня приходят на смену. Поэтому мы очень хотим
вернуть потерянное наставничество в школу.
Большой резонанс вызвало решение сократить федеральный
перечень учебников больше чем на 30 процентов. Как изменится подход к их
экспертизе?
Ольга Васильева: Мы действительно сократили базовую
часть федерального перечня до 863 учебников. И все равно это очень много. У
нас, например, осталось 12 линеек по биологии. Ну куда столько? По статистике,
большинство учителей пользуются только четвертью учебников из перечня. Реальные
цифры - используется 20-25% учебников. В то же время перед глазами прекрасный
пример - историко-культурный стандарт. По истории у нас осталось три линейки
учебников, остался реальный и обоснованный выбор.
Мы прекрасно понимаем, что учебники - это бизнес.
Причем бизнес на государственные деньги. И президент в этом отношении
высказался однозначно: давайте с этим прекращать. Поэтому экспертиза учебников
изменится очень сильно. Не будет такого, что издательства сами заказывают, сами
готовят, оплачивают экспертизу и сами же "заходят" в школы.
Мы выберем государственную организацию, ответственную
за проверку учебников. Конкретные подходы к экспертизе сейчас обсуждаются. Один
из возможных вариантов - это система госпошлины. Когда издательства платят
фиксированную сумму за государственную экспертизу. Но эта пошлина ни в коем
случае не гарантирует того, что учебник получит "зеленый свет".
Государственная экспертиза должна быть максимально объективной. Она требует и
научной, и профессиональной (методической, педагогической), и общественной
оценки.
Источник: Российская газета
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.12.2018
Дата обновления: 26.12.2018
Дата публикации: 26.12.2018