Приложение 2 к ООП ООО

Приложение 2

«Программа по профилактике и предотвращению буллинга»
на 2024-2026 год

г. Полевской, 2024 г

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по профилактике и предотвращению буллинга для обучающихся 1- 11
классов составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ,
Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, ФГБНУ
«Центр защиты прав и интересов детей» - «Обеспечение психологической безопасности
образовательной среды», методических пособий «Социальная психология» Битяновой М. Р., книги
«Диагностика и коррекция развития младшего школьника» Артемьевой Т. В., методических
рекомендаций по профилактике буллинга в общеобразовательной организации – Погребной С. К.,
Чирковой Т. Н., книги «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О. В., ФОП СОО и ФОП ООО «Основ
безопасности жизнедеятельности», книги «Тренинги развития с подростками: Творчество,
общение, самопознание» Грецова А. Г, электронного учебно- методического комплекса (ЭУМК)
«Коммуникативные техники в практике ведения переговоров» Гурьевой Е. А., учебнометодического пособия «Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации»
Грецова А.Г.
Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из распространенных проблем в
образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск
суицида среди подростков, приводит к увеличению агрессии и насилия в группе и в учреждении,
снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален. По
данным ООН насилию в образовательной организации подвергается каждый десятый школьник в
мире, и этот показатель ежегодно растет (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей).
В России в группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11-12 лет: 28% детей
этого возраста, по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12
месяцев.
В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится
ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить
психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды,
обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся. Данные мероприятия гарантируют охрану и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся.
Англоязычное слово «буллинг» (bullying) становится в последнее время общепринятым для
обозначения школьной травли и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по отношению к
определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание. Буллинг (англ. bullying,
от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно
повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в
отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.
Цель буллинга — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить,
подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают,
отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать
неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые

сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр,
игнорируют и т.д. При этом могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для
агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может
себя защитить.
Сегодня буллинг – это социальное явление, без которого не строится ни один детский
коллектив. В любом классе, группе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто
становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы,
рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет.
Предпосылками буллинга являются:
 зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для
развлечения, самоутверждения;
 желание подчинить, контролировать кого-то;
 виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на
него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение
постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная
общительность, а также психические расстройства).
Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности и в
жизни до самоубийства жертвы.
Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения
конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения
ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.
Цель программы:
 формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным
проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
 повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;
 повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
 воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к
неповторимой сущности человека;
 формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и
правилах поведения в опасных ситуациях.
Задачи программы:
 профилактика насилия над обучающимися;
 организация совместной работы с родителями и педагогами
по
повышению их
уровня образованности и компетентности в различных
трудных жизненных ситуациях;
 сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения,
социальной защиты и т.п.
Формы работы:
 Классные часы;
 Тренинговые занятия;
 Профилактические беседы;
 Родительские собрания;
 Консультация.
Контингент для осуществления программы:
 Дети ОУ с 1 до 11 класса;

 Родители обучающихся;
 Педагогические работники.
Ожидаемые результаты реализации программы:
 Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими;
 Развитие навыков самоконтроля;
 Развитие эмпатии;
 Повышение ответственности за принятие решений и свои действия;
 Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе.
Сроки проведения программы: сентябрь – май.
2. Содержательный раздел
Работа с педагогическим коллективом предполагает:
1) Совещание: «Буллинг как социально-педагогическая проблема»;
2) Повышение квалификации: «Круги сообщества как технология профилактики и
преодоления буллинга»;
3) Совещание: «Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе»;
4) Педагогический совет: «Буллинг: причины, последствия, и особенности проявления»;
5) Совещание: «Роль педагога в профилактике буллинга»;
6) Совещание: «Как помочь ребенку побороть агрессию. Методы предотвращения
буллинга»;
7) Совещание: «Психологическое сопровождение жертв буллинга»;
8) Совещание: «Анализ работы педагогического коллектива по профилактике детского
насилия и буллинга за учебный год»;
9) Индивидуальные консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в
детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым
детям, создание ситуации успеха;
10) Обновление информации на стенде.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся предполагает:
1) Родительское собрание: «Буллинг в школьной среде»;
2) Анкетирование: «Как я воспитываю своего ребенка»;
3) Родительское собрание: «О правах ребенка на защиту от любой формы насилия»;
4) Родительское собрание: «Как предотвратить и преодолеть буллинг?»;
5) Обновление информации на стенде;
6) Распространение методической литературы, брошюр, буклетов через систему АИС,
сайт школы, родительские чаты;
7) Индивидуальные консультации по профилактике конфликтных ситуаций в детском
коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям,
создание ситуации успеха. Психологическая поддержка родителям в решении возникающих
проблем;
8) Анкетирование: «Оценка уровня удовлетворительности образовательной средой в
школе»;

Обеспечение
профилактики и предотвращение буллинга обучающихся
предполагает:
1) Беседа с обучающимися 1-11 классов в форме индивидуального консультирования;
2) Распространение наглядной информации памяток, брошюр;
3) Опросник «Описание поведения в конфликте» К. Томаса (5-11 классы);
4) Опросник «Обстановка в классе», опросник «Идеальный одноклассник» (1-4
классы);
5) Занятия с обучающимися 1-11 классов;
6) Реализация программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»;
7) Реализация Школьной службы примирения (ШСП) (7-10 классы);
8) Реализация программы «Развитие коммуникативных навыков у подростков» (8
класс);
9) Разработка совместно с обучающимися правил, направленных на профилактику
травли и принятие их в каждом классе;
10) Подготовка обучающимися в каждом классе образовательного учреждения
стендовой информации о травле;
11) Организация работы «Почта доверия» для сообщений о случаях травли;
2.1

Применяемые

методические

материалы:

Для

работы

с

педагогическим коллективом:
1) Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской
Федерации, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, ФГБНУ
«Центр защиты прав и интересов детей»:
- «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды», подготовлены
для руководителей общеобразовательных организаций;
- «Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде»,
предназначены для педагогических работников общеобразовательных организаций (педагогов,
классных руководителей, социальных педагогов);
«Обеспечение
психологической
безопасности
образовательной
среды»,
предназначены для психологов общеобразовательных организаций.
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации мероприятий плана
первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся
и обеспечению безопасности образовательных организаций.
Большое внимание в методических рекомендациях уделено рассмотрению вопросов
профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждению рисков и угроз их
психологической безопасности, формированию ответственного поведения, сохранения жизни и
здоровья.

Направлены на:
 Повышение
компетентности
педагогических
работников,
психологов
общеобразовательных организаций в вопросах обеспечения психологической безопасности
детей и подростков: причины, факторы риска, особенности профилактики;
 Расширение профессиональных возможностей в оказании помощи и поддержки в
ситуациях рисков и угрозы психологической безопасности детей и подростков.
2) Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской
Федерации, Департамента государственной политики в сфере общего образования:
- Методические рекомендации о размещении на информационных стендах,
официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных
организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о
безопасном поведении и использовании сети «Интернет», предназначены для педагогических
работников общеобразовательных организаций.
Направлены на:
 Качественное
повышение
уровня
информационной
деятельности
общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере
образования, в части информирования учащихся, их родителей (законных представителей) и
педагогических работников об основных аспектах информационной безопасности.
3) Брошюра для педагогических работников: todeti.tomsk.ru/resources/infomaterials
- «Школьный буллинг: как определить, остановить, предотвратить»;
- Памятка Травли NET (ТРАВЛИ.РФ).
Изучив, можно понять:
 Что такое буллинг;
 Виды буллинга;
 Как заметить травлю;
 Признаки буллинга в школе;
 Действия при обнаружении фактов буллинга;
 Как самому педагогу не стать буллером;
 Мифы про буллинг;
 Последствия буллинга;
 Возможные юридические последствия буллинга;
 Профилактику школьного буллинга.
4) Проведение совещаний с педагогическим коллективом, основываясь на памятки для
педагогических работников, родителей, детей, методические рекомендации Министерства
образования и науки Российской Федерации, Департамента государственной политики в сфере
общего образования, методические рекомендации Травли NET (ТРАВЛИ.РФ), брошюры для
педагогов, детей и родителей: todeti.tomsk.ru/resources/infomaterials.
Цель: сформировать умение у педагогического коллектива распознавать симптомы опасности,
предотвратить насилие, конфликтные ситуации в школе; помочь узнать о действиях обеспечения
психологической безопасности.
Для работы с родителями обучающихся:
1)
Памятки для родителей Министерства образования и науки Российской Федерации,
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»:

 «Родителям о психологической безопасности детей и подростков»;
 «Как защитить ребенка от интернет-рисков».
В представленных рекомендациях следующие тематические разделы:
 «Психологический портрет» современных детей и подростков и психологическая
безопасность;
 Интернет-риски в детско-подростковой среде;
 Суицидальные риски — риски для жизни и здоровья детей и подростков;
 Риски асоциального поведения в детско-подростковой среде;
 Полезные ссылки и ресурсы.
Они помогут своевременно распознать симптомы надвигающейся опасности, узнать, как
действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации и что
нужно делать, чтобы обеспечить его психологическую безопасность.
2) Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации,
Департамента государственной политики в сфере общего образования:
 Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных
интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и
органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном
поведении и использовании сети «Интернет».
Направлены на:
 качественное повышение уровня информационной деятельности.
3) Брошюра для педагогических работников: todeti.tomsk.ru/resources/infomaterials
 «Школьный буллинг. Как помочь ребенку»;
 Можно узнать:
 Что такое буллинг;
 Формы буллинга;
 Если учитель – буллер;
 Как распознать буллинг;
 Что делать, если Вашего ребенка травят;
 Если Ваш ребенок – буллер;
 Как помочь ребенку и прекратить его насилие над другими детьми;
 Законодательное регулирование буллинга в России;
 Куда обратиться за помощью.
4) Анкетирование: «Как я воспитываю своего ребенка».
Цель: формирование доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Анкета направлена
на: проведение анализа собственной системы воспитания;
выявление уровня взаимодействия родителя с ребенком, как он участвует в его воспитании;
состояние домашней атмосферы дома.
Вопросы анкеты помогают родителям задуматься над стилем семейного воспитания, осознать,
насколько хорошо они понимают своего ребенка, способны ли организовать семейный досуг.
5) Анкетирование: «Оценка уровня удовлетворительности образовательной средой в школе».
Цель: выявление уровня удовлетворенности образовательной средой в организации у родителей.

Выявление уровня удовлетворенности по следующим разделам:
 Организация школьного быта;
 Удовлетворенность организацией учебно-воспитательного процесса;
 Удовлетворенность организацией воспитательного процесса и дополнительного
образования;
 Удовлетворенность психологическим климатом.
Анкетирование проводится в ноябре и в мае для анализа результатов.
6) Методические рекомендации. Проведение родительских собраний, основываясь на памятки
для родителей, Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской
Федерации, Департамента государственной политики в сфере общего образования,
методические рекомендации Травли NET (ТРАВЛИ.РФ), брошюры для детей и родителей:
todeti.tomsk.ru/resources/infomaterials.
Цель: согласование, координация интеграция усилий педагога и семьи в создании условий для
развития личности ребенка; повышение педагогической культуры родителей, и их
ответственности.
Для работы с обучающимися:
1) Памятки для детей:
- «Твоя психологическая безопасность».
Изучив представленную памятку обучающиеся узнают:
 Какие ситуации, обстоятельства могут встретиться на жизненном пути и как достойно
им противостоять;
 Как сделать так, чтобы наслаждаться миром и жить в безопасности;
 Что делать, если ты попал в трудную ситуацию;
 Куда обратиться, если никто тебя не понимает.
2) Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации,
Департамента государственной политики в сфере общего образования:
- Методические
рекомендации о размещении на информационных стендах,
официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных

организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о
безопасном поведении и использовании сети «Интернет».
Направлены на:
 качественное повышение уровня информационной деятельности.
3) Методическая рекомендация Травли NET (ТРАВЛИ.РФ).
Благодаря ей обучающиеся узнают:
 Что такое травля;
 Как правильно вести себя во время травли в твою сторону и, какие ошибки можно допустить;
4) Книга «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4)», Хухлаева
О. В.
Основная
цель – помочь младшим школьникам научиться понимать себя,
взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной
жизни. Издание предназначено для психологов, учителей младших классов, студентов
психологических и педагогических факультетов вузов.
5) Методическое пособие «Социальная психология», Битянова М. Р.
Раскрывает важнейшие понятия социальной психологии. Изучив, можно дать ответы на
следующие вопросы:
 Что такое человеческое общение, в чем его особенности и механизмы?
 Что происходит с человеком, как меняется его поведение и личностные структуры, когда он
вступает в общение с другими людьми, становится членом определенной социальной группы?
 Что определяет поведение человека в группе: его внутренние психические особенности или
характеристики той группы, в деятельность которой он включился?
 Что представляет собой сама группа: является ли она простой суммой составляющих ее людей
или может быть представлена как целостная система, живущая и развивающаяся по своим
законам?
 Как соотносятся различные группы между собой, что определяет правила и закономерности
межгруппового взаимодействия?
6) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Артемьева Т. В. –
«Диагностика и коррекция развития младшего школьника».
Описаны закономерности развития ребенка младшего школьника, методы психологопедагогической диагностики, направленные на изучение мотивации детей к обучению в
школе, познавательное и личностное развитие младших школьников, их межличностные
отношения.
Предлагаемые в работе упражнении направлены на принятие правил поведения в школе,
развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, снижение их
агрессии и тревожности.
- «Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательных
организациях».
Предлагают современные подходы к организации работы по профилактике буллинга в
общеобразовательных организациях, в том числе за счёт интеграции медиативного и
восстановительного подходов в воспитательную работу.

В рекомендациях представлены методики для выявления буллинга, способы создания
благоприятных условий безопасного образовательного пространства, формированию
культуры конструктивного взаимодействия между всеми участниками образовательного
пространства.
7) Статья из Таврического научного обозревателя: «Насилие в школе как социальная проблема»,
Потапова Л. В.
Проводится исследование проблемы насилия в образовательной среде - буллинга, который
рассматривается как явление, которое в будущем приводит к серьезным психологическим
проблемам.
- «Дорога добра».
Цель: профилактика буллинга среди учащихся подросткового возраста в условиях
общеобразовательной школы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими.
2. Развитие навыков самоконтроля.
3. Развитие эмпатии.
4. Повышение ответственности за принятие решений и свои действия.
5. Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе.
8) Программа по профилактике явлений буллинга (моббинга) в МАОУ ПГО «СОШ №8».
Цель программы:
 формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным
проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
 повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;
 повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
 воспитание
у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к
неповторимой сущности человека;
 формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах
поведения в опасных ситуациях.
9) Брошюра для детей: todeti.tomsk.ru/resources/infomaterials.
- «Скажи буллингу нет»;

- Памятка Травли NET (ТРАВЛИ.РФ). Изучив,
можно узнать:
 Что такое буллинг;
 Формы буллинга;
 Участники буллинга;
 Как распознать, что ты под прицелом буллинга;
 Что делать, если тебя травят;
 Что нужно делать, когда травят другого человека, и как делать не нужно;
 Ответственность за буллинг по отношению к другому человеку;
 Как вести себя, если ты стал жертвой буллинга со стороны учителя.
10)
Программы МАОУ ПГО «СОШ№8»
- Программа проведения социально-педагогических тренингов по «Профилактике буллинга»
для обучающихся 1-4 классов;
- Программа проведения социально-педагогических тренингов по «Профилактике буллинга»
для обучающихся 6-9 классов.
Цель – профилактика негативных проявлений в поведении детей и подростков, через
формирование способности к пониманию и выражению своих эмоций; способности к
пониманию эмоций других людей; способности к управлению своими эмоциями
Ожидаемые результаты:
 участие 100% детей в положительном социальном взаимодействии;
 проведение анализа ситуаций, с которыми сталкиваются дети, взаимодействуя друг с другом.
11)
Программа
воспитания
МАОУ
ПГО
«СОШ№8»
Включает основные мероприятия:
 «День учителя»: акция по поздравлению (изготовление открыток), участие в
общешкольном концерте (1-11 классы);
 «День отца»: классные часы, конкурс видеороликов про папу (1-11 классы);
 «День народного единства»: классные часы, конкурс рисунков (1-11 классы);
 «День матери»: классные часы, участие в фотовыставке, изготовление открыток (1- 11 классы);
 Участие в муниципальной благотворительной акции «Милосердие в Рождество» (1- 11
классы);
 24 мая - «День славянской письменности и культуры»: беседы, просмотр фильмов (1- 9
классы);
 Участие в акции «Подарок маме своими руками» (1-9 классы);
 Участие в акции «Весенняя неделя добра»: сбор вещей для детей – сирот, помощь
Котодому» (1-11 классы);
 Классный час «Безопасное поведение в сети интернет» (1-11 классы);
 Классный час «Скажем буллингу НЕТ!» (1-11 классы);
 Индивидуальные консультации «Школьная служба примирения в борьбе против буллинга»
(1-11 классы);
 Киноуроки в школах РФ (5-11 классы);
 Социально-психологическое тестирование (7-11 классы);
 Анкетирование учащихся по ссылке «Буллинг» (5, 9 классы);

Презентация работы «Почта доверия» для сообщения о случаях травли (5-11 классы);
Проведение социально-педагогического тренинга по профилактике буллинга (5-11 классы);
Уроки интернет-безопасности (5-11 классы);
15 мая - «Международный день семьи»: беседы, презентации, фотовыставка, круглый
стол (10-11 классы);
- Классные руководители:
 Индивидуальная помощь (1-11 классы);
 Наблюдения,
беседы, мониторинг ситуации в классе, направленные на
профилактику буллинга среди учащихся класса (1-11 классы);
 Коррекция поведения ребенка (1-11 классы);
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности. Предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных
норм и ценностей.
12)
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»;
- «Традиции моей семьи» (1-2 классы);
- «Если бы я был учителем...» (1-2, 5-7 классы);
- «Отчество - от слова отец“» (1-9 классы);
- «Я и моя семья» (1-2 классы);
- «Что такое единство народа?» (1-2 классы);
- «Когда мы едины - мы непобедимы» (3-4 классы);
- «Самое главное слово на земле» (1-2 классы);
- «Материнское сердце чаще бьется» (3-4 классы);
- «Виртуальный я - что можно и что нельзя?» (1-4 классы);
- «Заряд на добрые дела» (1-2 классы);
- «Дарить добро» (3-4 классы);
- «Мамы разные важны» (1-2 классы);
- «Обычный мамин день» (3-4 классы);
- «Мой самый счастливый день» (1-2 классы);
- «Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье» (3-4 классы);
- «Какие качества необходимы учителю?» (8-9 классы);
- «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (5-11 классы);
- «Мама - главное слово в каждой судьбе» (5-9 классы);
- «Как не попасть в цифровые ловушки» (5-7 классы);
- «Правила продвинутого пользователя Интернета» (8-9 классы);
- «Включайся» (5-7 классы);
- «Мы все можем» (8-9 классы);
- «Что человеку нужно для счастья?» (5-7 классы);
- «Дай каждому дню шанс стать лучшим в твоей жизни» (8-9 классы);
- «Могу ли я научить других (наставничество)» (10-11 классы);





-

«Материнский подвиг» (10-11 классы);
«Кибербезопасность: основы» (10-11 классы);
«Нет ничего невозможного» (10-11 классы);
«Счастлив не тот, кто имеет все самое лучшее, а тот, кто извлекает все лучшее из того, что
имеет» (10-11 классы);
Направлены на:
- Понимание школьниками важности семейных традиций и заботы о близких и пожилых
людях;
- Проявление любви к Родине;
- Проявление у обучающихся доброты, милосердия, способности оказать помощь и
поддержку;
- Отношение к личной информации в Интернете;
- Формирование представления о счастье;
Планируемые результаты:
- готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других;
- умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
13)
Опросник «Описание поведения в конфликте» К. Томаса (5-11 классы);
Цель: исследование индивидуальной предрасположенности человека к конфликтному
взаимодействию и определения стилей разрешения конфликтных ситуаций.
14)
ФОП СОО и ФОП ООО «Основ безопасности жизнедеятельности», учебные
пособия по предмету ОБЖ. Проведение занятий с обучающимися 7-11 классов на следующие
темы:
- «Характер и темперамент»;
- «Общение — основа социального взаимодействия»;
- «Манипуляция и способы противостоять ей»;
- «Безопасные правила цифрового поведения»;
- «Психическое здоровье и психологическое благополучие»;
- «Безопасные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций»;
- «Стадии развития конфликтных ситуаций»;
- «Факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта».
Цель: формирование знаний об особенностях характера человека; умение устранить
конфликтные ситуаций без агрессии; умение не подаваться негативным эмоциям;
формирование правильного поведения в школе, на улицах в конфликтных ситуациях;
формирование добрых взаимоотношений с близкими людьми;
15)
Программа «Школьная служба примирения» (ШСП).
Цель:
 Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм
разрешения споро и конфликтов;
 Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных

ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
 Организация некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное
поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии
восстановительной медиации;
В состав службы примирения могут входить обучающиеся 7-11 классов, прошедшие обучение
проведению восстановительной медиации.
16)Методические материалы. Способствуют для проведения беседы с обучающимися 1-11
классов в форме индивидуального консультирования.
Цель: формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие
мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Ожидаемые результаты:
 Стабильное положительное эмоциональное состояние обучающихся;
 Проявление обучающимися открытости, искренности в общении;
 Рефлексия собственного состояния и состояния окружающих, осознание своих чувств,
понимание и принятие чувств окружающих людей;
 Осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон;
 Адекватная самооценка и повышение коммуникативных навыков обучающихся.
17)
Программа «Развитие коммуникативных навыков у подростков».
Цели:
 Исследование развития коммуникативных навыков обучающихся для создания
психолого-педагогических условий, обеспечивающих их развитие и совершенствование;
 Содействие процессу личностного развития и достижению оптимального уровня
жизнедеятельности, ощущения счастья и успеха;
 Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или
предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутри личностных и поведенческих
изменений;
 Способствование формированию коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться
и взаимодействовать с коллективом, конструктивно и адекватно действовать в
различных ситуациях;
 Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного
взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.
Ожидаемые результаты:
 Повышение коммуникативных навыков у обучающихся для успешного
взаимодействия с окружающими людьми;
 Развитие уровня самооценки обучающихся;
 Успешное межличностное отношение с коллективом.

18) Программа «Мир эмоций и общения».
19) Программа «Основы социальной жизни».
20) Программа «Формирование коммуникативного поведения».
План мероприятий профилактики и предотвращения буллинга
2024/2025 учебный год
Цель: создание благоприятных условий для успешной социализации и развития каждого
ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.
Задачи:
• оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и
воспитания;
• предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;
• развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у
подростков к своим поступкам;
• обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.
№
п/п

Мероприятия

Сроки
проведения

Ответственные

августсентябрь

зам. директора
по ВР, педагогпсихолог
зам. директора
по ВР, педагогпсихолог

1.

Утвердить программу профилактики буллинга на
учебный год

2.

Разработать:
август- план мероприятий по профилактике и
сентябрь
предотвращению буллинга на учебный год;
Распространить:
- методические материалы (рекомендации для
педагогов и родителей, темы бесед и родительских
собраний и пр.)
Подготовить (Приложение 1, Приложение 2):
в течение
- информационный материал по профилактике
учебного года
детского насилия и буллинга;
- стендовую информацию;
- раздаточные материалы (памятки, буклеты) для
обучающихся, педагогов, родителей по проблеме
буллинга.
Работа с педагогическим коллективом
сентябрь
Совещание на тему: «Буллинг как социальнопедагогическая проблема»

3.

1.
2.

Повышение квалификации: «Круги сообщества как
технология профилактики и преодоления буллинга»

октябрь

3.

Совещание на тему: «Буллинг как форма насилия в
ученическом коллективе»

октябрь

педагогпсихолог

зам. директора
по ВР, педагогпсихолог
руководитель
службы
примирения, зам.
директора по ВР,
педагогпсихолог
зам. директора
по ВР, педагогпсихолог

4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

1.

2.

3.

4.

зам. директора
по ВР, педагогпсихолог
декабрь
Совещание на тему: «Роль педагога в профилактике
зам. директора
буллинга»
по ВР, педагогпсихолог
январь
зам. директора
Совещание на тему: «Как помочь ребенку побороть
по ВР, педагогагрессию. Методы предотвращения буллинга»
психолог
март
Совещание на тему: «Психологическое сопровождение
зам. директора
жертв буллинга»
по ВР, педагогпсихолог
май
Совещание на тему: «Анализ работы педагогического
зам. директора
коллектива по профилактике
по ВР, педагогдетского насилия и буллинга за учебный год»
психолог
Индивидуальные консультации педагогов по
в течение
педагогпрофилактике конфликтных ситуаций в детском
учебного года психолог
коллективе, в общении, по вопросам оказания
поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание
ситуации успеха
Обновление информации на стенде
в течение
зам. директора
учебного года по ПВ, педагогпсихолог,
классный
руководитель
Работа с родителями обучающихся
Родительское собрание на тему: «Буллинг в
сентябрьзам. директора
по ВР, педагогшкольной среде»
октябрь
психолог,
классный
руководитель
Анкетирование: «Как я воспитываю своего ребенка» ноябрьзам. директора
декабрь
(Приложение 3) (анкетирование проводится на
по ВР, педагогродительских собраниях)
психолог,
классный
руководитель
Родительское собрание на тему: «О правах ребенка на январьзам. директора
защиту от любой формы насилия»
февраль
по ВР, педагогпсихолог,
классный
руководитель
Родительское собрание на тему: «Как предотвратить мартзам. директора
по ВР, педагоги преодолеть буллинг?
апрель
психолог,
классный
руководитель
Педагогический совет на тему: «Буллинг: причины,
последствия, и особенности проявления»

5.

Обновление информации на стенде

6.

Распространение методической литературы,
брошюр, буклетов через систему АИС, сайт школы,

ноябрь

в течение
учебного
года
в течение
учебного

педагогпсихолог
зам. директора
по ВР, педагог-

родительские чаты
7.

8.

Индивидуальные консультации по профилактике
конфликтных ситуаций в детском коллективе, в
общении, по вопросам оказания поддержки
неуверенным, отвергнутым детям, создание
ситуации успеха. Психологическая поддержка
родителям в решении возникающих проблем
Анкетирование: «Оценка уровня
удовлетворительности образовательной средой в
школе» (Приложение 4)

года

психолог,
классный
руководитель
в течение
педагогучебного года психолог,
(по запросу) классный
руководитель

ноябрь, май зам. директора
по ВР, педагогпсихолог,
классный
руководитель
9.
Реализация программы «Школа ответственного
в течение
педагогродительства» (Тренинги)
учебного
психолог
года
10. Реализация программы воспитания МАОУ ПГО «СОШ в течение
зам. директора
учебного
по ВР, классный
№ 8»
года
руководитель
Обеспечение профилактики и предотвращение буллинга обучающихся
1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.

Беседа с обучающимися 1-11 классов в форме
индивидуального консультирования

в течение
педагогучебного года психолог,
классный
руководитель
Распространение наглядной информации памяток,
в течение
педагогброшюр
учебного года психолог,
классный
руководитель
Опросник «Описание поведения в конфликте» К.
октябрьпедагогТомаса (5-11 классы) (Приложение 5)
ноябрь,
психолог,
апрель-май классный
руководитель
Опросник «Обстановка в классе» (1-11 классы),
октябрьпедагогопросник «Идеальный одноклассник» (1-4 классы),
ноябрь,
психолог,
анкета «Отношение со стороны семьи и сверстников» апрель-май классный
(5-11 классы) (Приложение 6)
руководитель
Занятия с обучающимися 7-11 классов, основываясь на в течение
преподавательучебное пособие по предмету ОБЖ
учебного
организатор
года
ОБЖ
в течение
зам. директора по
Реализация программы воспитания МБОУ «СОШ №
84» (1-11 классы)
учебного года ВР, классный
руководитель
в течение
зам. директора
Реализация программы курса внеурочной
учебного
по ВР, классный
деятельности «Разговоры о важном»
года
руководитель
Реализация Школьной службы примирения (ШСП)
в течение
зам. директора
(7-10 классы)
учебного года по ВР,
руководитель
службы
примирения

9.

Реализация программы «Развитие коммуникативных
навыков у подростков» (8 класс)

10.

Разработка совместно с обучающимися правил,
направленных на профилактику травли и принятие
их в каждом классе
Подготовка обучающимися в каждом классе
октябрьобразовательного учреждения стендовой информации ноябрь
о травле
Организация работы «Почта доверия» для сообщений ноябрь
о случаях травли

11.
12.

Еженедельно
(1 раз в
неделю)
октябрьноябрь

13.

Реализация программы «Мир эмоций и общения»

согласно
плана

14.

Реализация программы «Основы социальной
жизни»

согласно
плана

15.

Реализация программы «Формирование
коммуникативного поведения»

согласно
плана

педагогпсихолог
классный
руководитель
классный
руководитель
зам. директора
по ВР, педагогпсихолог,
классный
руководитель
зам. директора
по ВР, педагогпсихолог,
классный
руководитель
зам. директора
по ВР, педагогпсихолог,
классный
руководитель
зам. директора
по ВР, педагогпсихолог,
классный
руководитель

Материально-техническое обеспечение:
 Методические рекомендации для руководителя организации, педагогических
работников, родителей обучающихся, обучающихся;
 Рабочие программы;
 Компьютер;
 Принтер, проектор;
 Листы опросников и анкет для обучающихся и родителей;
 Чистые листы;
 Ручка;
 Стендовая информация о Школьной службе примирения (ШСП), профилактики
буллинговых ситуаций, информация о помощи;
 Раздаточные материалы (памятки, буклеты) для обучающихся, педагогов, родителей
по проблеме буллинга;

3. Список используемых источников
1) Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и
социология. – 2013. – № 18. – С. 45-50.
2) Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины.
Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
3) Артемьева, Т. В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника / Т. В.
Артемьева. – Казань: Отечество, 2013. – 157с.
4) Бугрименко, Е. А. Диагностика психического развития и коррекция его
неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога /
Е. А. Бугрименко, Л. А. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова. - М.: ВНИК
«Школа», 1989. - 91 с.
5) Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в
российской школе // Этнографической обозрение. – 2010. – №2. – С. 55-68.
6) Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия
Российского гос. пед. ун-та имени А.И.Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
7) Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Р-н/Д: Феникс. 2006. –
157 с.
8) Гурьева, Е. А. Коммуникативные техники в практике ведения переговоров :
электронный учебно-методический комплекс для специальности / Е. А. Гурьева. –
Минск : БГУ, 2022. – 109 с.
9) Кузнецова, Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности / Л. Н.
Кузнецова // Начальная школа. - 1999. - № 3. - С. 24-26.
10) Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) //Детская и подростковая психотерапия /
под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб: Питер, 2001. С. 240-276.
11) Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная
педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90–92.
12) Мелибурда, Е. Л. Психологические возможности улучшения общения / Е. Л.
Мелибурда. – М.: Прогресс, 1986. – 265с.
13) Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди
сверстников) в детских коллективах/Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург:
«Семья детям», 2014. - 29 с.
14) Погребная, С. К., Чиркова Т. Н. Методические рекомендации по профилактике
буллингав общеобразовательной организации / С. К. Погребная, Т. Н. Чиркова. –
Краснодар, 2020. – 24 с.
15) Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие
для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А.
Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
16) Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга. – М.: Генезис,
2012. — 264 с.
17) Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и
педагогика, 1993г.
18) Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в
образовательном
учреждении.
Тюмень:
Издательство
Тюменского
государственного университета, 2011. – 232 с.

19) Стрельбицкая A.A. Динамика школьного буллинга в коллективах старшего звена //
Педагогическая диагностика. – 2010. – №2. – С. 104-124.
20) Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении //
Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб:
Свое издательство, 2016. - С. 31-38.
21) Эльконин, Б.Д. Психология развития: учебное пособие /Б. Д. Эльконин; М.:
Академия, 2008. – 144 с.

Приложения
Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на несколько вопросов, подчеркнув правильный, на ваш взгляд,

ответ.
Общие сведения о ребенке: ФИ
Класс
1. Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка?
(Да, не очень, плохо)
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
(Круглые сутки, 5–6 часов в сутки, 1–2 часа в день)
3. Когда вы были с детьми в театре (кинотеатре, цирке, кафе и т.д.)?
(Полгода назад, 3 месяца назад, в этом месяце)
4. Читает ли ваш ребенок художественную литературу и дополнительную литературу к
урокам? (Да, иногда, никогда)
5. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?
(Всегда, иногда, никогда)
6. Как вы поощряете своего ребенка?
(Радуетесь вместе с ним его успеху, просто хвалите, покупаете дорогую вещь, игрушку)
7. Как вы наказываете своего ребенка?
(Делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним; не разрешаете смотреть телевизор, играть
в компьютер; применяете физическую силу, не разрешаете гулять)
8. Проводите ли вы семейные советы по воспитанию?
(Действуете согласованно, обращаетесь к посторонней помощи: соседям, классному руководителю,
друзьям; каждый воспитывает по-своему)
9. Видит ли ребенок ваши разногласия в семье?
(Нет; иногда; да)
10. Учите ли вы своего ребенка уважать людей?
(Да; иногда; не затрагиваем этот вопрос)
Спасибо за участие!

Приложение 4.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Администрация школы проводит опрос по выявлению Вашего мнения о
работе школы. Внимательно прочитайте утверждения и оцените степень Вашего согласия с ними
по шкале: 4- да; 3- не совсем; 2-не знаю; 1- нет.
Класс, в котором обучается Ваш ребенок
Утверждение

Степень удовлетворенности
1
2
3
4

1. Организация школьного быта
Удовлетворены ли вы организацией школьного быта?
4
3
2
1
Санитарно-гигиеническим состоянием школьных
4
3
2
1
помещений?
Материально-техническим оснащением?
4
3
2
1
Оформлением школьных помещений?
4
3
2
1
Обеспечением безопасности нахождения вашего ребенка в
4
3
2
1
школе?
Организацией горячего питания?
4
3
2
1
2. Удовлетворены ли вы организацией учебно-воспитательного процесса?
Уровнем преподавания: педагоги дают Вашему ребенку
4
3
2
1
глубокие прочные знания?
Организацией индивидуального подхода: педагоги
4
3
2
1
учитывают индивидуальные особенности Вашего ребенка?
Балансом учебных нагрузок: Ваш ребенок не перегружен
4
3
2
1
учебными занятиями и домашними заданиями?
Справедливостью оценивания достижений Вашего
4
3
2
1
ребенка?
Администрация создает условия для проявления и развития 4
3
2
1
способностей обучающихся?
3. Удовлетворены ли вы организацией воспитательного процесса и дополнительного
образования?
Проводимыми внеурочными мероприятиями, которые
4
3
2
1
интересны и полезны Вашему ребенку?
4
3
2
1
Содержанием и качеством проводимых мероприятий:
содержание способствует формированию мировоззрения,
культуры, достойного поведения Вашего ребенка?
3
2
1
Организацией работы кружков, клубов и секций, где может 4
заниматься, интересно проводить время, общаться со
сверстниками Ваш ребенок?
Подготовкой Вашего ребенка к самостоятельной жизни?
4
3
2
1
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье
4
3
2
1
Вашего ребенка.

4. Удовлетворены ли вы психологическим климатом?
Психологическим климатом в классе, где обучается Ваш
ребенок?
Степенью комфорта пребывания Вашего ребенка в среде
одноклассников?
Отношением педагогов к Вашему ребенку?
Вашими отношениями с педагогами и администрацией?
Классным руководством?

Шкала:
Участник
образовательного
процесса
Родитель

4

3

2

1

4

3

2

1

4
4
4

3
3
3

2
2
2

1
1
1

Обработка
Удовлетворен

Частично
удовлетворен

Не удовлетворен

84-63

62-42

42-21

Приложение 5.
Опросник
(для 5-11 классов)
Отметь свой пол: М / Ж

Сколько тебе лет?

В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное
поведение в конфликтной ситуации.
1. ​
 А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение
спорного вопроса.
 Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы
оба не согласны.
2. ​
 А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
 Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
3. ​
 А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
 Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4. ​
 А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
 Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. ​
 А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
 Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6. ​
 А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
 Б. Я стараюсь добиться своего.
7. ​
 А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его
окончательно.
 Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8. ​
 А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
 Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и
вопросы.
9. ​
 А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
 Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. ​
 А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
 Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
 А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и
вопросы.
 Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

 А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
 Б.

13.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет
мне навстречу.

 А. Я предлагаю среднюю позицию.

 Б. Я настаиваю, чтобы было сделано

14.

 А. Я сообщаю

по-моему.

другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
 Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
 А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
 Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
 А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
 Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
 А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
 Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
 А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
 Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет
мне навстречу.
19.
 А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и
спорные вопросы.
 Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его
окончательно.
20.
 А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
 Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
21.
 А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
 Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
 А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и
точкой зрения другого человека.
 Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
 А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
 Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение
спорного вопроса.
24.
 А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его
желаниям.

 Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

 А. Я пытаюсь доказать другому логику и

преимущества моих взглядов.
 Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
 А. Я предлагаю среднюю позицию.
 Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
 А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
 Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
 А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
 Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29.
 А. Я предлагаю среднюю позицию.
 Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30.
 А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
 Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим
заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ к опроснику
1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.
3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Приложение 6.
Опросник «Обстановка в классе»
(1-11 классы)
Отметь свой пол: М / Ж
Сколько человек в твоей семье?

Сколько тебе лет?

Обучающихся просят анонимно ответить на следующие вопросы:
1. Можно ли назвать ваш класс дружным?
а) да
б) нет
Почему?
2. Нравится ли вам психологическая атмосфера в вашем классе?
а) да
б) нет
Почему?
3. Есть ли в классе человек, которого вы можете назвать вашим настоящим другом?
а) да
б) нет
Почему?
4. Как вы думаете, что нужно изменить в ваших отношениях внутри класса?
а) да
б) нет
5. Согласились бы вы учиться в этой же школе, у тех же учителей, но с другими ребятами?
а) да
б) нет
Почему?
Опросник «Идеальный одноклассник»
(1-4 классы)
Отметь свой пол: М / Ж

Сколько тебе лет?

Учащимся предлагается письменно закончить несколько предложений. Разрешается не
подписывать свои работы.
Вопросы:
1. Я думаю, что идеальный одноклассник – это
2. Я думаю, что идеальная одноклассница – это
3. Этот одноклассник мне неприятен, потому что он
4. Эта одноклассница мне неприятна, потому что она

Анкета «Отношение со стороны семьи и сверстников»
(5-11 классы)
Отметь свой пол: М / Ж
1. Как ты оцениваешь отношения в семье?
- спокойные и дружные;

Сколько тебе лет?

- иногда бывают ссоры;
- напряженные, но без видимых конфликтов;
- постоянные конфликты (скандалы, драки и
т.д.); Другое
2. Какие наказания чаще применяют к тебе родители?
- моральные;
- физические;
Другие
3. Как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)?
- очень часто (каждый день);
- часто;
- от случая к случаю;
- только иногда (не чаще 1 раза в год);
- никогда.
4. Какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе:
- объясняют тебе, как надо поступать;
- хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь;
- запрещают тебе делать то, что тебе нравится;
- устраивают порку;
- обещают награду за хорошие поступки;
- ругают, кричат, обзывают.
5. За что тебя чаще всего наказывают?
6. Кто чаще тебя наказывает?
- мама;
- папа;
Другие
7. Всегда ли тебя наказывают справедливо?
- всегда справедливо;
- чаще справедливо;
- чаще несправедливо;
- всегда несправедливо.
8. Приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со
стороны сверстников?
- очень часто;
- часто;
- только иногда;
- никогда.
9. Подчеркни подходящий вариант ответа.
- Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства? (Да / Нет).
- Если да, то где это происходило? (в чужом микрорайоне, во дворе, в школе).
- Кому ты рассказал об этом? (родителям, друзьям, никому).
10. Подчеркни подходящий вариант ответа.
- Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают,
оскорбляют, обзывают? (обида, гнев, желание исчезнуть, тоска, безразличие, страх,
ненависть, желание ответить тем же).
11. Что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений?


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».