Приложение 1 Программа здоровье сбережения «Здоровый ученик - здоровое будущее страны» на 2024-2027 год г. Полевской, 2024 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Здоровый ученик - здоровое будущее страны» Наименование программы Разработчики программы Петрова О.С. - директор школы; Ежова Т.Я - заместитель директора по УВР. Цель программы Задачи программы Создать образовательную среду, гарантирующую безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика. - Освоение и внедрение здоровье сберегающих технологий в практику работы всех служб школы. - Разработка и апробация системы повышения здоровье формирующих компетенций педагогов и сотрудников школы. - Разработка и апробация модели здоровье формирующей среды. - Создание методической копилки инноваций педагогов школы по здоровье сберегающим технологиям. - Расширение взаимодействия субъектов здоровье сбережения со всеми компонентами микросоциума (администрации, педагогов, семь, ученика, службы социальной помощи населению и т.п.) в контексте укрепления здоровья. - Создание условий для развития культуры здоровья педагогов. - Содействие формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности у учащихся, их родителей и педагогов. Срок реализации программы Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность 2024 - 2027 гг. Участники реализации Учащиеся 1-11 классов, их родители, классные руководители, - Повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус учащихся. - Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения. - Апробация элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам. - Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения через совместную деятельность педагогов по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого школьника. - Организация систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров. - Разработка рекомендаций для родителей, администрации школы, учителей-предметников, позволяющих систематизировать работу по проблеме здоровье сбережения. - Включение в план работы школы регулярное проведение недель здоровья. - Отрегулировать систему внеурочных занятий, способствующих комплексному формированию здорового образа жизни. программы учителя-предметники, педагог-психолог школы, социальный педагог, медицинские работники МУЗ «Детская поликлиника». Формы и методы Групповые и индивидуальные занятия, беседы, наблюдения, мозговые реализации штурмы, традиционные мероприятия, внеклассная работа, внеурочная программы деятельность. Условия реализации - Разработки программы обеспечения приоритета здоровья в ОУ. программы - Учет в любом решении ОУ аспектов, связанных с влиянием данного решения на здоровье школьников. - Учет результатов мониторинга здоровья обучающихся при разработке программы развития школы. Управление, контроль Контроль над реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет администрация школы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что «Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования - становящийся человек и гражданин, его ЗДОРОВЬЕ, его человеческиеи гражданские качества». Для решения задачи сохранения здоровья ученика Министерство образования Российской Федерации инициировало разработку в образовательных учреждениях специальных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учётом их возрастных, психофизиологических особенностей. Решение проблемы здорового образа жизни является ключевой во все возрастные периоды, начиная с раннего детства. Настоящая Программа «Здоровый ученик - здоровое будущее страны» (далее - Программа) составлена на основе Федеральной целевой программы развития образования. На сегодняшний день весьма актуальными является создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Школа должна выпускать не только культурного, высоконравственного, творческого человека, но прежде всего - здорового. Обозначая цель деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья учащихся и педагогов нашей школы, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Реализация программы начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях обучения, способствуя сохранению здоровья участников образовательного процесса. Программа служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей. Для ее реализации не требуется дополнительных часов в учебном плане школы, она войдёт в образовательные области, базирующиеся на предметах естественнонаучного, гуманитарного, эстетического циклов, а также через систему дополнительного образования и воспитательные мероприятия. Программа призвана послужить моделью, которую школа и учителя смогут использовать при разработке учебных планов, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений учащихся. Основной задачей нашей школы является формирование у обучающихся системы знаний учебных дисциплин. Но образование - это один из основных элементов социально культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения. Поэтому наше образовательное учреждение содействует социализации выпускников средней общеобразовательной школы в сложных, динамично меняющихся, условиях современной действительности. Предлагаемая Программа включает в себя все наиболее распространенные в настоящее время направления здоровьесберегающей деятельности школы, применяемые в системе образования: - Сохранение и укрепление здоровья ученика. - Обеспечение формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи. - Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагога. Искоренение всех компонентов, разрушающих здоровье ученика - дело не простое. Оно требует терпения, последовательности, системы и выдержки. Работая в данном направлении от случая к случаю результата не добиться. Планомерное сотрудничество всех участников образовательного процесса в направлении сохранения и укрепления здоровья ученика приведет к желаемому результату: здоровый ученик - здоровое будущее страны! НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами: 1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». 2. Конституции Российской Федерации. 3. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. СанПиН2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». 5. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. 6. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В настоящий момент здания МАОУ ПГО «СОШ №8» занимают два здания.. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Кадровые ресурсы - Материально - технические Научно-методические ресурсы Директор ОУ; - кабинеты, обеспеченные - методическаялитература, заместитель директора по необходимым учебным и необходимая для УВР; компьютерным подготовки уроков с заместитель директора по оборудованием, использованием ВР; отвечающим здоровьесберегающих педагог-психолог; гигиеническим технологий; социальный педагог; требованиям; - методические разработки классные руководители; - спортзалы, обеспеченны уроков, классных часов, учителя-предметники; спортивным инвентарем родительских собраний. и спортивным оборудованием; - раздевалки, душевые; - столовая, соответствующая всем санитарным и гигиеническим требованиям; - медицинский кабинет; - кабинет психолога. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1 этап - 2024-2025 уч. г. 2 этап - 2025-2026 уч. г. 3 этап - 2026-2027 уч. г. 1 ЭТАП. ИНФОРМАЦИОННО ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Цель: выявление проблемы и обоснование актуальности программы; подготовка диагностик, материалов; разработка программ (или проектов) по здоровьесберегающей педагогике. Задачи: - создание рабочей группы; - оценка имеющихся ресурсов (материальных, кадровых, организационных, информационных); - распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта; - выявление структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье обучающихся; - анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам; - анализ групп здоровья и физкультурных групп обучающихся. изучение и внедрение новых здоровьесберегающих технологий; изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий. Ответственные: Администрация школы, рабочая группа (учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог). 2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Цель: реализация разработанного здоровье сберегающего воспитательно-образовательного процесса. Задачи: - совершенствование материально-технической базы ОУ: разработка программ школьных разновозрастных объединений, планов воспитательных работ с классом по направлению «здорового образа жизни», внедрение в практику работы педагогов здоровье сберегающихтехнологий; обеспечение качественного и рационального питания школьников и учителей; - организация сотрудничества семьи и школы: систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ; - повышение психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива: внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных; - организация и проведение спортивных праздников и соревнований с участием педагогов и родителей; - организация и проведение различных внеурочных видов деятельности: дни здоровья, месячники, декады, акции по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. - организация сдачи норм ВФСК ГТО Ответственные: Администрация школы, рабочая группа (учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог), родители. 3 ЭТАП. АНАЛИТИЧЕСКИЙ Цель: анализ результатов выполнения программы. Задачи: обработка и анализ полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью; корректировка исследования описание хода и результатов эксперимента; оформление новых (авторских) программ, технологий и курсов. оформление рекомендаций, памяток, пособий по организации здоровье сберегающей деятельности. Ответственные: Администрация, учителя-предметники, родители. - ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЕ Здоровье сберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Конечно, единственной уникальной технологии здоровья не существует. И только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Приоритетной задачей нашей школы, выбравшей концепцию здоровье сберегающей деятельности, становится концепция усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни школьников. Эта задача затрагивает все аспекты существования образовательного учреждения - образовательной среды. Согласно санитарно-гигиеническим нормам и правилам создание такой образовательной среды предполагает: - Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм - Учет возрастных особенностей обучающихся - Режим учебно-познавательной деятельности - Организация питания - Социально-педагогические условия обучения Слагаемые здоровье сберегающей среды: - Родители, их взаимоотношения с ребенком - Школьная среда - Организация и содержание внеучебного времени - Педагогическая среда (конкретный процесс на уроках) - Психологическая среда (общение с учителями и учащимися) - Санитарно-гигиеническая среда (состояние здания школы) ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ Основные направления в здоровье сберегающей деятельности школы. 1. Сохранение и укрепление здоровья ученика. - обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья на период обучения в школе; снижение уровня заболеваемости учащихся; уменьшение уровня тревожности учащихся; сохранение работоспособности на уроках; положительная динамика физического развития ребенка; - коррекция способности ребенка выстраивать отношения со сверстниками, родителями, учителями; коммуникативные навыки вне школы; формирование системы спортивно-оздоровительной работы; применение индивидуального подхода к учащимся; наличие правильного, сбалансированного питания учащихся; повышение уровня культуры здоровья учащихся, их грамотности в вопросах здоровья; компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровье сберегающих технологий. 2. Обеспечение формирования здоровье сохраняющих культурных традиций семьи. Формирование здорового образа жизни должно стать одно из традиций семьи. Она играет важнейшую роль в формировании навыков, умений и основных знаний, способствующих поддержанию собственного здоровья: соблюдения элементарных культурно - гигиенических навыков; правильное построение и соблюдение режима дня; умение анализировать опасные ситуации (находить выход из них); знание основных частей тела, их расположение и роль в жизнедеятельности организма; знание основ безопасности нахождение в окружающей среде; - определение показателей: рост, вес, пульс, дыхание (для контроля над состоянием здоровья и его коррекции); основные правила правильного питания; понимание значения двигательной активности для развития здорового организма; - знание правил сохранения здоровья от простудных и других инфекционных заболеваний; - умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях; - знание природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования; - знание лечебных учреждений (где возможно получить помощь в случае болезни). Для эффективного сохранения и укрепления здоровья ребенка родители могут использовать разнообразные методы, рекомендованные педагогическим коллективом, учитывая возрастные особенности ребенка: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг, просмотр спортивных телепередач, совместные походы, игры и прогулки и т.п. 3. Обеспечение здоровье сохраняющей деятельности педагога. Понятие «здоровье сберегающая деятельность педагога» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет. Оно включает в себя умения учителя осуществлять деятельность по профилактике физического, психологического и социально-нравственного здоровья ученика. Урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса, поэтому важной частью здоровьесберегающей работы в школе является рациональная организация урока: - обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете); - количество видов учебной деятельности(4-7 видов за урок); - средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (710 минут); - количество видов преподавания (не менее трех); - чередование видов преподавания (не позже чем через 10-15 минут); - наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию; - место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами); - поза учащихся, чередование позы; - наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек); - наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; - наличие мотивации деятельности учащихся на уроке; - психологический климат на уроке; - наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п. СТРУКТУРА МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗДЕЛ 1. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровье сберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе. - Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса. - Применение здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе. - Психологические основы здоровье сберегающей организации учебного процесса. РАЗДЕЛ 2. Реализация здоровье сберегающих требований к инфраструктуре образовательного учреждения. - Выполнение здоровье сберегающих требований к размещению ОУ, земельному участку, зданию школы. Организация качественного горячего питания обучающихся. Выполнение здоровье сберегающих требований к воздушно-тепловому режиму образовательного учреждения. - Выполнение здоровье сберегающих требований к естественному и искусственному освещению - Выполнение здоровье сберегающих требований к состоянию и оборудованию учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических средств обучения. РАЗДЕЛ 3. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровье сберегающей деятельности ОУ и готовность учителей к реализации здоровье сберегающей деятельности). - Позиционирование школы в качестве здоровьесберегающего образовательного учреждения. - Вовлечение школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих школ, научнопедагогических и общественных организаций. - Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе. - Организация методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования. - Организация самоаудита школы - внутреннего мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы. РАЗДЕЛ 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности образовательного учреждения - Состояние физкультурно-спортивного комплекса образовательного учреждения. Организация уроков физвоспитания в образовательном учреждении. Физвоспитание в режиме дня школы. Внеклассная физкультурно-спортивная работа. Контроль за выполнением обучающимися образовательного учреждения нормативов двигательной активности. - Комплексная оценка физической подготовленности обучающихся образовательного учреждения. РАЗДЕЛ 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов здорового образа жизни обучающихся. - Организация образовательной работы в образовательном учреждении в рамках учебных дисциплин здоровьеохранного блока. - Организация воспитательной работы в ОУ в области формирования культуры здорового образа жизни обучающихся. - Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе образовательного учреждения. РАЗДЕЛ 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ в социальной среде обучающихся. - Программа профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися. - Выявление факторов риска распространения психоактивных веществ в среде обучающихся. - Организация безопасной поддерживающей образовательной среды. - Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся. РАЗДЕЛ 7. Организация системы мониторинга сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов). - Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья. - Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся. - Оценка сформированности у обучающихся, их родителей и учителей школы мотивации ведения здорового образа жизни, обобщение аналитической информации в форме отчетов образовательного учреждения. - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1. Гигиенические средства (медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии), включающие комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов: - Требования к материально-техническому состоянию здания школы; организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов. - Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежании переутомления. - Организация рационального горячего питания обучающихся - пища должна быть полноценной по химическому составу. Быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава. - Соблюдение общего режима дня обучающихся - режима умственного труда, двигательной активности, режима питания и сна. Соблюдение требований медицинской направленности: - Функционирование в школе медицинского блока. - Своевременная диспансеризация учащихся школы, педагогов и сотрудников образовательного учреждения. - Формирование привычной потребности вести здоровый образ жизни. - Привитие детям элементарных навыков личной и общественной гигиены. Реализация профилактических программ прививок учащихся с целью предупреждения инфекций. 2. Средства двигательной направленности (физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии). В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций. Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). - Уроки физкультуры, способствующие тренировке силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Лечебная физкультура. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе обеспечиваться за счет: - Физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений. - Организованных подвижных игр на переменах. - Внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья. - Самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах. - Сдача норм ГТО 3. Средства организации благоприятной психолого-педагогической среды ОУ (здоровьесберегающие образовательные технологии - психолого-педагогические). Психологопедагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. - Обеспечение положительного эмоционального климата в ученическом коллективе и в процессе взаимодействия учитель-ученик. - Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер обучающихся в процессе их развития. - Коррекция неблагоприятных психосоматических состояний детей. - 4. Средства педагогического воздействия, организации учебного процесса (здоровьесберегающие образовательные технологии - организационно-педагогичесие). Способствуют предотвращению состояния дезадаптационных состояний. - Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс (частично регламентировано в СанПиНах). - Системный подход к организации образовательной деятельности. - Модернизация содержания образования, в рамках действующего законодательства. 5. Профилактические и закаливающие средства (здоровьесберегающие образовательные технологии - учебно-воспитательные). - Обучение грамотной заботе о своем здоровье через просветительские лектории, тренинги. - Культурно-массовые мероприятия оздоровительной направленности. - Работа с семьей обучающегося (пропаганда здорового образа жизни через систему занятий в родительском лектории, индивидуальных бесед, групп по интересам). - Массовые оздоровительные мероприятия с участием родителей (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии). МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ - проведение заседаний педагогического совета школы, совещаний при директоре; - посещение и взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий; - создание методической копилки опыта; - мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе. - контроль над организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни. ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Мероприятия 1. Медицинское направление 1.1. Медико-педагогическая экспертиза: Анализ основных характеристик состояния здоровья детей в коле. Выявление учащихся специальной медицинской группы. Ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. 1.2. Медосмотр учащихся школы, плановая диспансеризация, определение уровня физического здоровья. Ответственные исполнители Сроки Ежегодно Классные руководители (согласно предоставленным данным) Планируемый результат и выполнение Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах Медработники МУЗ «Детская поликлиника», учителя физической культуры Обеспечение и организация Медработники профилактических прививок учащихся МУЗ «Детская поликлиник а» Ежегодно План медосмотров Ежегодно План прививок 1.4. Анализ случаев травматизма в школе Инженер по охране труда Ежегодно Материалы отчетов 1.5. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни Администрация школы, классные руководители. Ежегодно Материалы отчетов 1.6. Контроль над качеством питания и питьевым режимом Директор, Ежедневно в заместитель течение года директора по АХР, ответственный за организацию питания детей в школе, представители Совета родителей 1.3. Материалы протоколов 1.7. Заместитель Контроль соответствия кабинетов Ежедневно в директора по АХР, течение года гигиеническим требованиям: проветривание, освещение, отопление, учителяпредметники вентиляция, уборка и т.д. Заключение соответствия 1.8. Ежегодно Рациональное расписание уроков, не Заместитель допускающее перегрузок участников директора по УВР образовательного процесса (соблюдение требований СанПиНа) Справка по оценке расписания 1.9. Постоянный контроль над функционированием школьной столовой Заключение соответствия Директор школы, Ежедневно в заместитель течение года директора по АХР, ответственный за организацию питания детей в школе 2. Просветительско-воспитательное направление 2.1. 2.2. Организация просветительской работыЗаместитель с родителями (лекторий) по здоровомудиректора по образу жизни. ВР Вовлечение родителей и учителей в Администрация работу по сохранению и укреплению школы здоровья детей. 2.3. Подготовка и проведение Администрация педагогического совета по теме школы «Привычка быть здоровым» 2.4. Организация просветительской работы Заместитель с учащимися (лекторий, тематические директора по классные часы и другие виды работ). УВР 2.5. Совместная работа с учреждениями Заместитель здравоохранения и органами директора по внутренних дел по профилактике УВР токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. 2.6. Пропаганда физической культуры и Учителяздорового образа жизни через уроки предметники биологии, географии, химии, физики, ОБЖ, физической культуры. 3. Психолого-педагогическое направление Ежегодно График проведения лектория Ежегодно План работы Ежегодно Протокол педсовета Ежегодно План работы Ежегодно План работы В течение года Планы уроков 3.1. 3.2. Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей: изучение психологических возможностей и готовности детей кшколе; выявление профессиональных интересов учащихся и способностей сцелью профессионального самоопределения; разработка и внедрение системы психолого- физиологического контроля за адаптацией учащихся к различным формам обучения 1,5,10 классов. Администрация школы, классные руководители, школьный психолог Использование здоровьесберегающих Учителя технологий, форм и методов в предметники организации учебной деятельности 4. Спортивно-оздоровительное направление 4.1. Организация спортивных Учителя мероприятий. физической культуры 4.2. Разработка системы внеурочной и Администрация внешкольной работы по школы формированию здорового образа 4.3. Привлечение учащихся, родителей, Заместитель социальных партнёров школы директора по различным формам оздоровительной ВР работы. Ежегодно Диагностические исследования Ежегодно Планы уроков Ежегодно План работы Ежегодно План работы внеурочной деятельности и План работы Ежегодно Ежегодный примерный календарный план реализации программы здоровьесбережения Сентябрь - Организация дежурства по школе и по классам. - Налаживание работы внеурочной деятельности. - Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей. - Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению. - Организация качественного горячего питания учащихся. - Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах. - «Уроки гигиены». - Проведение внутришкольных и участие в муниципальных спортивно-массовых соревнованиях. - Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. - Обеспечение систематического контроля занятости детей во внеурочное время. - Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей группы риска. Октябрь - Организация работы учащихся по поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества. - Планирование занятости учащихся в каникулярный период. - Подготовка классов к зимнему периоду. - Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований. - Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. - Ежедневные физкультминутки и подвижные игры на переменах. - Проведение внутришкольных и участие в муниципальных спортивно-массовых соревнованиях. - Планирование сдачи норм ВФСК ГТО Ноябрь - Проведение мероприятий, приуроченных к празднику «День матери». - Выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками «Курить - себе вредить». - Тематические экскурсии. - Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на территории школы. - Систематические физкультминутки и динамические паузы. - Проведение внутришкольных и участие в муниципальных спортивно-массовых соревнованиях. Декабрь - Январь - Февраль - Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом. Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи. Систематические физкультминутки и динамические паузы. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей группы риска. Проведение внутришкольных и участие в муниципальных спортивно-массовых соревнованиях. Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни». «Весёлые старты». Физкультминутки и динамические паузы. Проведение внутришкольных и участие в муниципальных спортивно-массовых соревнованиях. Месячник спортивно-массовой и патриотической работы. Физкультурно-оздоровительное мероприятие ко Дню защитника Отечества. Физкультминутки и динамические паузы. - Проведение внутришкольных и участие в муниципальных спортивно-массовых соревнованиях. - Планирование занятости учащихся в каникулярный период. Подготовка ко Дню здоровья. Систематические физкультминутки и динамические паузы. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей группы риска. Проведение внутришкольных и участие в муниципальных спортивно-массовых соревнованиях. - Акция «Всемирный день здоровья». Март Апрель Май Июнь - Благоустройство школьной территории. День здоровья. Тренинг с психологом «Территория экзамена». Систематические динамические паузы, физкультминутки. - Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период. Мероприятия, посвященные годовщине Победы в ВОВ. «Весёлые старты». Проведение экскурсий на природу. Презентация «Уроков гигиены». Международный день защиты детей. Всемирный день защиты окружающей среды. Работа по плану летних каникул. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ. Основная задача школы, которая работает над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять свое здоровье.Здоровье ученика, его социально-психологическая адаптация, нормальное развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 18 лет этой средой является школа. I ступень. Начальное звено. Уровень: Примитивно-поведенческий Результат: Сформированы навыки коммуникации учитель-ученик, ученик-ученик. Присутствуют элементарные навыки санитарно-гигиенической культуры. Ученик приобщается к гигиенической культуре. Обучающийся внедряет в свою деятельность элементарные составляющие здорового образа жизни. Правильная организация питания в учреждении. II ступень. Среднее звено. Уровень. Эмоциональный. Результат: Стремление к самостоятельной организации здорового образа жизни. Уменьшение психоэмоциональной нагрузки, отсутствие негативного отношения к учебному процессу. Учебная нагрузка, соответствующая возрасту обучающегося, не вызывает угнетения ребенка. Снижение гиподинамии в жизни ученика. Осведомленность участников образовательного процесса в вопросах охраны и укрепления здоровья. Правильная организация питания в учреждении. Наличие индивидуального подхода к обучающимся. III ступень. Старшее звено. Уровень: Нравственный. Отсутствие стрессовых ситуаций на уроках. Интенсификация образовательного процесса не приводит к переутомлению. Отсутствие нарушений физиологических и гигиенических норм. Правильная организация питания в учреждении.Популяризация культуры здоровья. Формирование полового самосознания и здорового образа жизни. - В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учителя в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. В реальной практике гораздо важнее выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но и, напротив, укреплял их силы и возможности. Осуществление запланированных действий по реализации данной программы позволит получить следующие результаты: Будет - сформирована система физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого ребенка; - осуществляться систематический контроль над состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров, первичной профилактики; - снижаться заболеваемость всех участников образовательного процесса; - создан банк данных о состоянии здоровья учащихся на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико-психологопедагогического сопровождения учащихся; - повышаться уровень знаний по вопросам здоровья и его сохранения. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ «Здоровый ученик - здоровое будущеестраны» на 2024-2027 учебные годы Этапы реализации программы Первый этап (20242025 уч.г.) Программные мероприятия Для педагогов Для учащихся Для родителей 1. Круглый стол в рамках 1. Круглый стол 1.Ознакомление педагогического старшеклассников родителей с совещания «Основы «Здоровый образ жизни требованиями воспитания культуры - основа нашего комплексной здоровья школьников в будущего» программы физического системе работы 2.Анализ состояния воспитания учащихся классного психического, посредством руководителя». нравственного, консультаций, 2. Взаимопосещаемые физического здоровья информационных писем открытые уроки учащихся. и буклетов, «Использование 3. Исследование духовно- выступлений на интерактивных методов нравственногоздоровья родительских в работе учителя(представляетсобой конференциях, предметника при оценку уровня родительских формировании ЗОЖ воспитанности и собраниях и днях учащихся». ценностных открытых дверей. ориентаций 2.Изучение уровня школьников). удовлетворённости 4. Изучение показателей учащихся и родителей культуры здоровья организацией школьников: осознание физкультурношкольниками ценности оздоровительной здоровья; уровень работы в сформированности образовательном культуры здоровья учреждении. школьников. 3.Работа родительской общественности по надзору за созданием здоровых и безопасных условий учёбы и труда. Второй этап (2024- 1. Обмен методическими 1.Беседы, лекции, 1. Совместные занятия 2025 уч.г.) материалами «Здоровье - просмотры научно детей и родителей, Цель: реализация это сила». популярных участие в играх на программы 2. Организация цикла телепрограмм, воздухе, походах, деятельности, занятий «Здоровье- это видеофильмов. спортивных внесение, по мере сила». 2.Организация соревнованиях. необходимости, З. Профилактическая медицинского 2. Общешкольные корректив в ее тренировка для всеобуча. семейные спортивные основные положения педагогов; занятия в З.Школьная праздники. спортивном зале; спартакиада. З.Тематические танцевальная терапия. 4.Конкурс «Самый родительские собрания 4.Медикоздоровый класс года». «Быть здоровым - это педагогический всеобуч 5.Цикл классных часов модно!». «Будьте здоровы!» «Как уберечь себя от 4.Медикобеды» (1-4-е классы). педагогический всеобуч б.Цикл классных часов «Будьте здоровы!». «Здоровые привычки здоровый образ жизни» (5-7-е классы). 7.Цикл классных часов «Вредные привычки и их преодоление» (8-9-е классы). здоровый образ жизни» (10-11-е классы). Третий этап (2025 2026 уч.г) Цель: обобщение позитивного опыта реализации концепции системы физкультурно - оздоровительной работы школы. Педагогический совет 1. Анализ состояния 1. Общешкольное «Здоровьесберегающая психического, родительское собрание деятельность школы: нравственного, «Результаты реализации мониторинг физического здоровья программы». эффективности». учащихся». 2. Размещение отчетной 2. Исследвание духовно информации в - нравственного родительские чаты. здоровья посредством изучения уровня воспитанности и ценностных ориентаций школьников. З.Изучение показателей культуры здоровья школьников: осознание школьниками ценности здоровья; уровень сформированности культуры здоровья школьников. Традиционные мероприятия на всех этапах 1. Выполнение и соблюдение норм и правил СанПиНов (шум, освещённость, воздушная среда, размеры мебели, организацияпитания, ассортимент и качество пищи, обследование обучающихся согласно рекомендациям, предотвращение перегрузки учебными занятиями, рациональное расписание занятий, дозирование домашних заданий). 2. Соблюдение динамических пауз на всех уроках в 1-8-х классах. 3. Осуществления мер, предупреждающих распространениеинфекционных и неинфекционных заболеваний среди обучающихся. 4. Обеспечение надлежащих психолого-педагогических условий(психологический климат в классах, наличие эмоциональныхразрядок, стиль общения педагога с детьми, индивидуальныйподход и т.п.). 5. Организация контроля над координацией питания учеников вшколе. 6. Профилактика гиподинамии - организация подвижных переменок. 7. Тематическая спортивная неделя. 8. Общешкольный день спорта. 9. Дни здоровья. 10. Антинаркотический месячник «Будем жить!». 11. Тематические классные часы по ЗОЖ. 12. Мониторинг показателей здоровья школьников (группа здоровья,физкультурная группа здоровья). 13. Мониторинг эмоционального состояния учащихся и педагогов. 14. Мониторинг занятости учащихся в спортивных секциях. 15. Учет участия школьников в мероприятиях, пропагандирующихздоровый образ жизни. 16. Сдача норм ВФСК ГТО.