Учебный план ФАООП НОО для обучающихся с ЗПР 1-4 кл -

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского
городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 8"

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ ПГО "СОШ №8"
_______________Петрова О.С.
Приказ №285/1Д
от “30.08.2024”

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
на 2024 – 2025 учебный год
1-4 класс

Полевской городской округ, Свердловская область 2024

Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся 1-4 классов с
задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1, 7.2)
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
является нормативным документом, регламентирующим организацию и содержание
образовательной деятельности. Учебный план обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Федерального государственного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ФГОС НОО ОВЗ), определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).
Учебный план отвечает всем требованиям, предъявляемым к содержанию
образования, соблюдает преемственность при изучении предметов по уровням
образования, регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в
рамках максимально допустимого количества часов в каждом классе.
Нормативно-правовая база
Учебный план формируется в соответствии:
− Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ);
− СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 г. «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
− Федеральной адаптированной образовательной программой начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 с изменениями
и дополнениями.
− Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ ПГО «СОШ №8
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к
режиму образовательной деятельности, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15 от
10.07.2015 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее –
СанПиН 2.4.2.3286-15).
При организации образовательной деятельности учитываются особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья
обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с ОВЗ (задержка
психического развития, вариант 7.1) обучаются по учебному плану ООП НОО, который
регламентируется в части коррекционно-развивающих курсов в объеме не менее 5
часов. Курсы формируются на основании рекомендаций ТПМПК.

Срок освоения АООП НОО ЗПР 7.2 составляет 5 лет с обязательным введением 1
дополнительного класса при наличии соответствующего количества обучающихся и
запросов родителей (законных представителей). В 2024-2025 учебном году 1
дополнительного класса для детей с ЗПР в МАОУ ПГО «СОШ №8» не организованно.
В текущем учебном году учебный план реализуется в коррекционно-развивающем
классе 2Е и 3Е, так же на всех параллелях уровня НОО обучающиеся с ОВЗ (ЗПР
вариант 7.2 и 7.1) обучаются в классах на условиях инклюзии.
Учебный год начинается 2 сентября. Для профилактики переутомления
обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное
распределение периодов учебного времени и каникул.
Учебные занятия для обучающихся с задержкой психического развития
организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе. Учебные занятия
начинаются в 8.30 часов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину
недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.3286-15.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной
нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков, 1 день в неделю 5 уроков (за счет физкультуры);
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков.
Организация обучения в 1 классе
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
− учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую
смену.
− использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4
урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);
− рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;
− обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий;
− дополнительные недельные каникулы в феврале.
Обеспеченность учебниками и учебными изданиями
Для реализации АООП НОО ЗПР (7.2) школой используются учебники из числа
входящих в Федеральный перечень учебников, учебные пособия, выпущенные
организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования. В обучении используются учебники
ОС «Школа России». Все обучающиеся с ОВЗ обеспечены учебниками в полном
объеме.
Учебники и учебные пособия предоставляются обучающимся бесплатно на время
получения образования.

Учебный план
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию
в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части. На основании заявлений родителей (законных представителей)
обучающихся и в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ (в общем классе с
детьми, обучающимися по ООП НОО) в данном учебном плане допущено
распределение часов из части, формируемой участниками образовательных отношений
в основную часть: в 3 и 4 классе добавлено по одному часу на русский язык; по одному
часу на изучение английского языка в 3 и 4 классах).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательной деятельности, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
санитарно­гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется школой
самостоятельно. Дети с ОВЗ посещают курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие личности на равнее со своими сверстниками из класса: Разговоры о
важном, краеведение, ОФП и др.

−
−
−
−

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и
ритмикой (логоритмикой), направленными на коррекцию дефекта и формирование
навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор
коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание осуществляется школой самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ТПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся как в индивидуальной, так и в
групповой форме.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во
время внеурочной деятельности так и во время урочной деятельности.
Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ
должны иметь облегченный учебный день в среду или четверг.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими
коррекционными курсами:
логопедические занятия (коррекция системного недоразвития речи);
логоритмика;
коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с ЗПР (развитие эмоциональной
сферы)
психокоррекционные занятия
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе
принимают участие все педагогические работники (учителя, учителя-логопеды,
педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и
др.). Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится
на проведение коррекционных занятий.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет не менее 30 минут.
Сформированный таким образом учебный план позволяет в полном объеме
реализовывать ФАООП НОО для обучающихся с ОВЗ (задержкой психического
развития)

Учебный план обучающихся по АООП НОО ЗПР (вариант 7.2)
Предметные
области

Классы
Учебные предметы
1

Количество часов в неделю
1
2
3
4
доп. (2Е) (3Е)

Всего

Русский язык и
литературное чтение

Русский язык
Литературное чтение

5
4

5
4

5
4

5*
4

4
3

24
19

Иностранный язык

Иностранный язык
(английский)
Математика

-

-

-

2*

1

3

4

4

4

4

4

20

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура
(Адаптивная
физическая культура)

-

-

-

-

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

5
5

1
3

1
3

1
3

1
3

1
3

5
15

Математика и
информатика
Обществознани
е и естествознание
Основы
религиозных культур
и светской этики
Искусство

Технология
Физическая культура

Итого
21
21
21
25
25
109
Часть, формируемая участниками
2
2
2
6
образовательного процесса
Математика и конструирование
1
1
Радостное чтение
1
1
Учебные недели
33
33
34
34
34
168
Максимально допустимая недельная нагрузка 21
21
23
23
23
113
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая
10
10
10
10
10
50
коррекционно-развивающую область)
коррекционно-развивающая область
7
7
7
7
7
35
Индивидуальные и групповые логопедические
2
2
2
2
2
10
занятия
Психокоррекционные занятия
2
2
2
2
2
10
Коррекционно-развивающие
2
2
2
2
2
8
дефектологические занятия
ритмика
1
1
1
1
1
5
Направления внеурочной деятельности
3
3
3
3
3
15
Разговоры о важном
1
1
2
Легоконструирование
1
1
Краеведение
1
1
ОФП
1
1
2
Всего
31
31
33
33
33
161
*Учебные часы, части учебного плана, формируемые участниками образовательных отношений
представляют учебные предметы 2Е класса «Математика и конструирование», «Радостное
чтение».*Учебные часы по предметам «Русский язык», «Иностранный язык» в 3Е классе
увеличены за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений
и в условиях инклюзии максимально приближены к учебному плану ООП НОО


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».