РП Русский язык 10-11 базовый уровень

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО
МАОУ ПГО «СОШ № 8»
Утверждена приказом директора
от 31.08.2023г. № 198/1 -Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
(ID 552376)
(для обучающихся 10-11 классов)

г. Полевской 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне
среднего общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и
подлежит непосредственному применению при реализации обязательной
части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения
русский язык является средством коммуникации всех народов Российской
Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися
традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию
нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку;
формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и
мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и
уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся,
является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения
другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных,
математических и других наук. Владение русским языком оказывает
непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных
предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных
умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации
личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному
сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в
условиях многонационального государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего
образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены
основные теоретические знания о языке и речи, сформированы

соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных
условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся,
совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных
умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому
языку является направленность на полноценное овладение культурой речи во
всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие
и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебнонаучной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной
сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на
уровне среднего общего образования являются элементы содержания,
ориентированные на формирование и развитие функциональной
(читательской) грамотности обучающихся – способности свободно
использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов
разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их
понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в
практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка
на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и
компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном
общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию
знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о
тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика
и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и
речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная
стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего
образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека,
способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального
и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
 осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному











языку Российской Федерации и языку межнационального общения
на основе расширения представлений о функциях русского языка в
России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности многонационального народа России; о
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности;
об отражении в русском языке традиционных российских духовнонравственных ценностей; формирование ценностного отношения к
русскому языку;
овладение русским языком как инструментом личностного развития
и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли
русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых
для успешной самореализации, для овладения будущей профессией,
самообразования и социализации;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на
основе овладения основными понятиями культуры речи и
функциональной стилистики, формирование навыков нормативного
употребления языковых единиц и расширение круга используемых
языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в
разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке
на основе наблюдений за речью;
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений
текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и
скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации;
развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты,
графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать
полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах
орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных
средствах
русского
языка;
совершенствование
умений
анализировать языковые единицы разных уровней, умений
применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как государственного языка
Российской Федерации, недопущения использования нецензурной
лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не
имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень
которых содержится в нормативных словарях.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10–11 классах основного среднего
образования в учебном плане отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2
часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
10 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения, национальный язык русского народа, один из
мировых языков.
Формы существования русского национального языка. Литературный
язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Система языка, её устройство, функционирование.
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, её основные признаки и функции.
Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические
(морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные
правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного
русского литературного языка (общее представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь
омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь
антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный
словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь.
Орфографический
словарь.
Орфоэпический
словарь.
Словарь
грамматических трудностей. Комплексный словарь.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение,
обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные
средства фонетики (повторение, обобщение).
Основные нормы современного литературного произношения:
произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний
согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности
произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном
литературном русском языке.

Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение,
обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные
средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола,
сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы,
антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их
употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая
окраска
слова.
Лексика
общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная,
высокая,
сниженная.
Эмоционально-оценочная
окраска
слова
(неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.). Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение,
обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления
сложносокращённых слов (аббревиатур).
Морфология. Морфологические нормы
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение).
Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов
разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка
(общее представление).
Основные нормы употребления имён существительных: форм рода,
числа, падежа.
Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней
сравнения, краткой формы.
Основные нормы употребления количественных, порядковых и
собирательных числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных
местоимений, возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа
победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов;
образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с
суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения.
Орфография. Основные правила орфографии

Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение).
Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные,
дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных
букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных
и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение,
обобщение).
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения.
Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели,
предмет и тема речи; условия общения).
Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и
поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости,
уважительного отношения говорящего к партнёру и др.). Устойчивые
формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п.
Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис
(основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды
аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного
выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее
представление).
Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационносмысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику,
инфографику и другие, и прослушанного текста.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.
11 КЛАСС
Общие сведения о языке

Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология
языка (общее представление). Проблемы речевой культуры в современном
обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходноразговорной речи, неоправданное употребление иноязычных заимствований
и другое) (обзор).
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение).
Синтаксический анализ словосочетания и предложения.
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический
параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация,
инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический
вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие,
бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы
согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова
множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным
количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим
в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своём
составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся
на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при
себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным
несклоняемым существительным.
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или
предложно-падежной формы управляемого слова.
Основные нормы употребления однородных членов предложения.
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Основные нормы построения сложных предложений.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение).
Пунктуационный анализ предложения.
Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый
из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри
простого предложения; знаки препинания между частями сложного
предложения; знаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков
препинания.
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим
и сказуемым.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обособлении.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями,
обращениями, междометиями.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Функциональная стилистика. Культура речи
Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая
норма (повторение, обобщение).
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные
признаки
разговорной
речи:
неофициальность,
экспрессивность,
неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный
рассказ, беседа, спор и другие (обзор).
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность,
объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности
научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры
научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь,
справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие (обзор).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.
Основные
признаки
официально-делового
стиля:
точность,
стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические,
синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры
официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление,
доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.
Основные
признаки
публицистического
стиля:
экспрессивность,
призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические
особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического
стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор).
Язык художественной литературы и его отличие от других
функциональных разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные
признаки художественной речи: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств, языковых средств других
функциональных разновидностей языка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по
русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной
организации
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных
произведений, написанных на русском языке;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
 умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:

сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность
нравственного сознания, норм этичного
поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного,
в том числе словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
 сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.


6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в
процессе изучения русского языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
В
процессе достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые

средства для выражения своего состояния, видеть направление
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его
при осуществлении коммуникации;
 социальных
навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним
интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и
читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно
формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей
языка, функционально-смысловых типов, жанров;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных
в наблюдении;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;

координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по русскому языку;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета
«Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания,
в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми
понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
 выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать
параметры и критерии её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности,
освоенные средства и способы действия — в профессиональную
среду;
 выдвигать
новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть
навыками получения информации, в том числе
лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно


осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и
другие);
 оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть
навыками защиты личной информации, соблюдать
требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться
невербальными средствами общения, понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи
излагать своё мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 расширять
рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать
ответственность за результаты выбора;
 оценивать приобретённый опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их
снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибку;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть инициативным.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС

К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных
функциях языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения;
лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные
ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения
данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей
(толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с
точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках
изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68
Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№
53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный
закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном
языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской
Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в
обществе; использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные
единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы
разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты
культуры речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности,
соответствия нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения
безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных,
некоторых грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные)
с
точки
зрения
соблюдения
орфоэпических
и
акцентологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы
современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного
русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности
использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной
лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов,
паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь,
этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные)
с
точки
зрения
особенностей
употребления
сложносокращённых слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей
речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм
современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.

Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных
случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён
числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в
рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с
точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского
литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с
речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее
100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат,
исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать
образовательные информационно-коммуникационные инструменты и
ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объём сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие,
и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным
ситуациям
официального/неофициального
общения,
статусу
адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого
этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой
сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объём сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие,
и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат,
аннотация, отзыв, рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические,
грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры
в современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность)
употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов;
оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований;
нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое.
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и
сложного предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса
русского языка (в рамках изученного).

Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки
зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим,
употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в
словосочетании,
употребления
однородных
членов
предложения,
причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения
пунктуационных правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе
лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи,
функциональных стилей (научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных
функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной
литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объём сочинения — не менее 150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой
практике.
Критерии оценивания
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний
учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную
тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных
случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими
критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка "5", если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное
языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры
не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем
же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые
сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом
оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей
части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в
формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно
и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в
подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Отметка "1" ставится в случае отказа от ответа.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный
ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное
время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных
учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и
осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и
пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые
должны отвечать нормам современного литературного языка, быть
доступными по содержанию учащимся данного класса.
Контрольный словарный диктант проверят усвоение слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по
определенной теме, должен включать основные орфограммы или
пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее
приобретенных навыков.
При
оценке диктанта исправляются,
но не
учитываются
орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания,
искажающие звуковой облик слова, например, "рапотает" (вместо работает),
"дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди
ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного
значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две
негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных
наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался!
Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто
иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в
нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность
ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне
однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора
правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще;
колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного
слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами
допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при
наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или
1 негрубой грамматической ошибки.
Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических
и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок,
или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка
"4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них
есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4
орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3"
за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка
"3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6
пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые
ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более
4 грамматических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания,
выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется
руководствоваться следующим:
Отметка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4
заданий.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не
менее половины заданий.
Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины
заданий.
Отметка "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические
ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий,
учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется
руководствоваться следующим:
Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2
ошибки.
Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Отметка "2" ставится за диктант, в котором допущено более 5 ошибок.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на
одно и то же правило (например, выращенный, возраст), а в пунктуации,
например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой
позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки
считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия
выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в
рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях
данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну,
каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной
ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные
гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в
разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми
орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более
ошибок, то все они считаются за одну
3. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно
и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать
тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем,
темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил
правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая
ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и
правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение
орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением
случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по
литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается
отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим
критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и
выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу
допущенных учеником ошибок.
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
"5"
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее
70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов,
разнообразием синтаксических конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1
грамматическая ошибка
"4"
1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются
незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее
70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4
речевых недочетов.
Допускаются:

• 2 орфографические +
2 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 1 орфографическая +
3 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 0 орфографических +
4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки.
В любом случае количество грамматических ошибок не должно
превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех
орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается
выставление отметки «4»
"3"
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены
3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного
текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции
однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.
Допускаются:
• 3 орфографических +
5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных +
4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных
+ 4 грамматические ошибки;
• 3 орфографические + 5 пунктуационных +
4 грамматические ошибки;
• 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки
"2"
1. Работа не соответствует заявленной теме.
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения
составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях
работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не
соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты
речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи
неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено более 5 недочетов в содержании и более 6 речевых
недочетов.
Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок
независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и
негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8
при наличии более 5 грамматических.
"1"
Работа отсуствует.
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5
страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого
оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация
позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного
написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной,
если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно
написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это
нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного
языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение
рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативноцелесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно»,
недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано».
Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая
шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился
подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые
средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают

отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю
изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что
ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания:
недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не
умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет
логикой изложения.
Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий,
последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное
источников, имен собственных, мест событий, дат.

воспроизведение

Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между
предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых
частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к
изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К
примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего
лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов
и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и
стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие
нарушения:
 употребление слова в несвойственном ему значении, например:
мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них
городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
 неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука
болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти
у него на поводке;
 нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно
покидает город; пули не свистели над ушами;
 употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он
впервые познакомился с Таней случайно;
 пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в
кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
 стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов,
например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения,
которые связаны с требованиями к выразительности речи:
 неоправданное употребление в авторской речи диалектных и
просторечных слов, например, У Кити было два парня: Левин и Вронский;
 неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и
конструкций, особенно в авторской речи, например, Рядом сидит папа
(вместо отец) одного из малышей;
 смешение лексики разных исторических эпох;
 употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например,
Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему
вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или
частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например,
Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм
образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими
нормами
языка
(словообразовательными,
морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные,
состоящие
в
неоправданном
словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка
(например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство,
публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов
и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что
очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний
улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении,
например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце
села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в
дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след
зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель
верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все
вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами,
например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен
мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще
подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и
побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда
ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья
Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической
установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как
резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических.
Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя
услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима.
Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает
разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру,
ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не

орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что
является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею
даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано
другое.
Допустимо выставлять за сочинение одну отметку. Если сочинение
соответствует структуре выпускного сочинения (творческое задание ЕГЭ), то
баллы выставляются по критериям оценивания этого задания (см. версию
ФИПИ). Если ученик набрал 40-59 % от суммы баллов – «3», 60-79% - «4»,
80-100% - «5».
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного
характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки
«5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок
или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при
одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью
аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а
также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4»
допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении
определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя
может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа
возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ
соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая
шкала:
Выполнено 1-39% - «2»
Выполнено 40-59% - «3»
Выполнено 60-79% - «4»
Выполнено более 80% - «5»
Выведение итоговых отметок
Итоговая отметка выставляется по электронному дневнику (среднее
арифметическое) по правилам математического округления.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

Язык как знаковая система. Основные
функции языка. Лингвистика как наука

1

1.2

Язык и культура

1

1.3

Русский язык — государственный язык
Российской Федерации, средство
межнационального общения,
национальный язык русского народа, один
из мировых языков

1

1.4

Формы существования русского
национального языка

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

5

Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи
2.1

Система языка, её устройство,
функционирование

1

2.2

Культура речи как раздел лингвистики

1

2.3

Языковая норма, её основные признаки и
функции. Виды языковых норм

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2.4

Качества хорошей речи

1

2.5

Основные виды словарей (обзор)

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

5

Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

3.1

Фонетика и орфоэпия как разделы
лингвистики (повторение, обобщение).
Изобразительно-выразительные средства
фонетики (повторение, обобщение).

1

3.2

Орфоэпические (произносительные и
акцентологические) нормы

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

3

Раздел 4. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические нормы

4.1

Лексикология и фразеология как разделы
лингвистики (повторение, обобщение).
Изобразительно-выразительные средства
лексики (повторение, обобщение)

2

4.2

Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка

3

4.3

Функционально-стилистическая окраска
слова

1

4.4

Экспрессивно-стилистическая окраска
слова

1

4.5

Фразеология русского языка (повторение,
обобщение). Крылатые слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

8

Раздел 5. Язык и речь. Культура речи. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
5.1

Морфемика и словообразование как
разделы лингвистики (повторение,
обобщение)

2

5.2

Словообразовательные нормы

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

3

Раздел 6. Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы
6.1

Морфология как раздел лингвистики
(повторение, обобщение)

2

6.2

Морфологические нормы современного
русского литературного языка (общее
представление)

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

6

Раздел 7. Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии
7.1

Орфография как раздел лингвистики
(повторение, обобщение)

1

7.2

Правописание гласных и согласных в
корне

2

7.3

Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы — и
после приставок

2

7.4

Правописание суффиксов

2

7.5

Правописание н и нн в словах различных

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК

частей речи

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7.6

Правописание не и ни

1

7.7

Правописание окончаний имён
существительных, имён прилагательных и
глаголов

2

7.8

Слитное, дефисное и раздельное
написание слов

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

14

Раздел 8. Речь. Речевое общение
8.1

Речь как деятельность. Виды речевой
деятельности (повторение, обобщение)

1

8.2

Речевое общение и его виды. Основные
сферы речевого общения. Речевая
ситуация и её компоненты

1

8.3

Речевой этикет

1

8.4

Публичное выступление

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

5

Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста
9.1

Текст, его основные признаки (повторение,
обобщение)

1

9.2

Логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте (общее
представление)

2

9.3

Информативность текста. Виды

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК

информации в тексте
9.4

Информационно-смысловая переработка
текста. План. Тезисы.Конспект. Реферат.
Аннотация. Отзыв. Рецензия

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК

3

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

8

Повторение

6

Итоговый контроль

5

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

0

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

Культура речи в экологическом аспекте

Итого по разделу

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2

Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы
2.1

Синтаксис как раздел лингвистики
(повторение, обобщение)

2

2.2

Изобразительно-выразительные средства
синтаксиса

2

2.3

Синтаксические нормы. Основные нормы
согласования сказуемого с подлежащим

2

2.4

Основные нормы управления

2

2.5

Основные нормы употребления
однородных членов предложения

2

2.6

Основные нормы употребления
причастных и деепричастных оборотов

3

2.7

Основные нормы построения сложных
предложений

3

2.8

Обобщение и систематизация по теме
«Синтаксис. Синтаксические нормы»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

17

Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации
3.1

Пунктуация как раздел лингвистики
(повторение, обобщение)

1

3.2

Знаки препинания между подлежащим и
сказуемым

1

3.3

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами

2

3.4

Знаки препинания при обособлении

3

3.5

Знаки препинания в предложениях с
вводными конструкциями, обращениями,
междометиями

2

3.6

Знаки препинания в сложном
предложении

3

3.7

Знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи

2

3.8

Знаки препинания при передаче чужой
речи

2

3.9

Повторение и обобщение по темам
раздела "Пунктуация. Основные правила
пунктуации"

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

17

Раздел 4. Функциональная стилистика. Культура речи
4.1

Функциональная стилистика как раздел
лингвистики

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.2

Разговорная речь

2

4.3

Основные жанры разговорной речи:
устный рассказ, беседа, спор (обзор)

2

4.4

Научный стиль

3

4.5

Основные жанры научного стиля (обзор)

2

4.6

Официально-деловой стиль. Основные
жанры официально-делового стиля
(обзор)

2

4.7

Публицистический стиль

2

4.8

Основные жанры публицистического
стиля (обзор)

3

4.9

Язык художественной литературы

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

21

Повторение

6

Итоговый контроль

5

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык, 10 класс/ Гусарова И.В., Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык, 11 класс/ Гусарова И.В., Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык: 10 класс (базовый и углубленный уровень): методическое
пособие к УМК И.А.Гусаровой/ Л.В.Бугрова. - М.: Вентана-Граф, 2019.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
РЭШ
ЯКласс
Учи.ру


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».