МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МАОУ ПГО "СОШ № 8" УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Петрова О.С. Приказ № 198/1-Д от «31» августа 2023 г. Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 класса Полевской 2023 Пояснительная записка Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом МАОУ СШ № 8 на изучение курса Индивидуального проекта обучающимися 10 класса отводится 1 час в неделю (34 часа в год). Планируемые результаты Личностные результаты: уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; готовность и способность к самоорганизации и самореализации; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования. Ученик получит возможность для формирования: o выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; o готовности к самообразованию и самовоспитанию; o адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; o компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; o способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; o эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты: ученик научится: определять область своих познавательных интересов; искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек; находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта; планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме: распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов; использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.; ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.; видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы; предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта. Ученик получит возможность научиться: o самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование; o целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности; o осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования. o В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление: о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках; об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий; о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.). Обучающиеся смогут: решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач; использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. Обучающиеся научатся: формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. Обучающиеся получат возможность научаться: отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков. Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие: макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий; веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде: рефератов; статей, обзоров; отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям; моделей, образцов. Формы организации занятий: Индивидуальная; Парная; Групповая; Коллективная; Самостоятельная работа. Форма контроля освоения программы – защита индивидуального итогового проекта в конце года. Защита индивидуального проекта проходит в форме, предусмотренной Положением об индивидуальном проекте, утверждённым образовательной организацией. Содержание Раздел 1. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности ( ч.) Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные требования к исследованию. Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием (4ч.) Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов. Практическая работа № 1. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы. Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. Практическая работа № 3. Составление плана работы Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета (4ч.) Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «антиплагиат». Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми системами Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме проекта/исследования. Раздел 4. Индивидуальное проектирование (3ч.) Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. Коррекция плана работы и списка информационных источников. Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования. Выбор методов, составление плана работы. Определение источников информации. Раздел 5. Сбор и систематизация полученной информации (6ч.) Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования. Практическая работа № 7 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков. Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой аудитории Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования Практическая работа № 10 Определение рисков при реализации проекта/исследования Раздел 6. Обработка полученного материала (5ч.) Оказание помощи в обработке полученного материала Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат) Раздел 7. Оформление проектной/исследовательской работы (6 ч.) Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования. Технология презентации. Практическое овладение научным стилем. Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Раздел 8. Защита проекта /исследовательской работы (4ч.) Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования. Подготовка к защите. Навыки монологической речи. Аргументированная речь. Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному): 1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования. 2. Актуальность. 3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. Раздел 9. Подведение итогов (1ч.) Организация рефлексии. Подведение итогов, анализ результатов, удовлетворенности работой, возможных перспектив. Учебно-тематическое планирование Название раздела 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности. Этапы работы над проектом, учебным исследованием. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета. Индивидуальное проектирование. Сбор и систематизация полученной информации . Обработка полученного материала Оформление проектной/исследовательской работы. Защита проекта /исследовательской работы Подведение итогов. Итого Количество часов В том числе практических работ 2 4 3 4 3 3 6 4 5 2 6 4 1 34 12