Образовательная программа дополнительного образования Юный экскурсовод МАОУ ПГО СОШ8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Принято: Решением
Педагогического совета
Протокол №1 от 27.08.2021г.

Утверждено: Приказом №178/1-Д от
30.08.2021г.
Директор МАОУ ПГО «СОШ №8»
_________________О.С.Петрова

Документ подписан электронной подписью
Срок действия сертификата
С 26.02.2021 до 26.02.2022
Серийный номер сертификата электронной подписи
603332450510203670830559428146817986133868575841

Образовательная программа
дополнительного образования
«Юный экскурсовод»

г.Полевской
2021г

Пояснительная записка
При составлении данной программы автором использованы следующие
нормативно-правовые
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189
«Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические
требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и
введении в
действие федерального государственного стандарта основного общего
образования» (с
изменениями и дополнениями);
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об
организации
Деятельности
при
введении
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования».
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в
ФГОС
Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О
внеурочной
Письмо МОиН РФ от 18 августа 2017 года № 09-1672 «Методические
рекомендации по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический
П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной
деятельности.
Туристско-краеведческая
деятельность.
Спортивно-оздоровительная
деятельность»
Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011
Программа рассчитана на обучающихся 12-13 лет на один год обучения из
расчёта 2 час в неделю, 68 часов в год. Продолжительность занятий – 40
минут. Отдельные темы занятий из года в год повторяются, но углубляется
материал, усложняются формыработы.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением членов
семьи, экскурсионная и поисково-исследовательская деятельность.

Место проведения: класс, школьный музей, выезды на природу и другие
города.

1.

2.
3.

1.
2.

Цель и задачи программы
Цель программы – духовно-нравственное воспитание школьников на
основе приобщения к историческому прошлому своего родного края
и страны; создание условий, способствующих привитию музейной культуры
учащимся средствами экскурсионной работы.
Задачи программы:
Образовательные:
1.Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.
2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной
деятельности в качестве экскурсовода.
Развивающие:
Развивать активный словарь обучающихся за счет формирования у детей
определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет
эстетического восприятия теоретического и практического материала.
Развивать музейную культуры, познавательные интересы и способности
детей;
Формировать коммуникативные, презентационные качества и
организаторские способности, навыки сотрудничества;
Воспитательные:
Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую
инициативу учащихся.
Способствовать воспитанию чувства патриотизма к малой родине.
Программа
направлена
на
обеспечение
духовно-нравственного,
общекультурного и интеллектуального становления подрастающего
поколения, знакомство подростков с музейным пространством, привитие
любви к Родине, родному краю, к школе.
Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия
ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии
можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать,
не только смотреть, но и видеть, наблюдать. В ходе обучения ведется также
работа по развитию мышления, познавательных способностей и творческих
сил, формированию мировоззрения и нравственных качеств. Эстетическое
воспитание ставит целью научить молодое поколение понимать и ценить
прекрасное в природе, обществе, труде и взаимоотношениях людей, в
произведениях литературы и искусства, а также сформировать умение
создавать прекрасное в процессе своей деятельности. В деле нравственного
воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На
замечательных примерах жизни и деятельности людей мы имеем
возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические
понятия и навыки общественного поведения детей. Постепенно

воспитываются бережное отношение к вещам, дружелюбное отношение к
товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине, малой Родине, школе.
Углубленное знакомство учащихся с историей своего края, страны,
деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает
непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов,
помогает найти образец для подражания.
Прикосновение к подвигу ( на войне ли, в мирные ли дни) вызывает чувство
любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие
переживания оставляют след на всю жизнь.
Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны
школьникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.
Новизной программы является то, что она базируется на системно –
деятельностном подходе , который создает основу для самостоятельного
успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетентностей,
видов и способов деятельности (УУД).
Актуальность представленной программы видится в том, что
экскурсоведение рассматривается как одно из эффективных средств изучения
истории школы, города, района, края и как одна из форм общественнополезной деятельности учащихся.
Ожидаемые результаты программы
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за
национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска
средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) понимание роли личности в истории России;
2)изучение истории Владимирского края, родного города, района,
культурных центров,
исторических памятников, памятников культуры;
3) изучение жизнедеятельности знаменитых людей Владимирского края;
4)представление о произведениях художественного и литературного
творчества;
5)владение информацией о героическом прошлом района;
6) освоение основ экскурсионной грамотности;
7)использование
знаково-символических
средств,
представление
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
8)активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ);
9)использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
4)овладение элементарными правилами нравственного поведения , нормо
здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
К концу обучения дети научатся:
– иметь представление о сборе и обработке информации, составлении
доклада, публичного выступления;
– выбирать тему исследования, структуру исследования;
– видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования,
давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Получат возможность научиться:
Использовать краеведческий материал в образовательном процессе
(на уроках истории, литературы, географии).
Начальным навыкам работы с ПК: умение выполнять простейшие
операции в программах текстового редактора, графического редактора,
редактора фотоизображений. Усвоить знания и навыки исследовательской
работы.
Учебно-тематический план

№
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4

Всего теория практика
часов
2
1
сущность. 10
10

Вводное занятие.
Экскурсия,
ее
Классификация экскурсий
История экскурсионного дела
Экскурсоведение как наука
Сущность и признаки экскурсий
Функции экскурсий

2
1
1
2

2
1
1
2

2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4

4
4.1
4.2
4.3
5
6
6.1
6.2

6.3
6.4
7
7.1
7.2
8
8.1
8.2
8.3

Классификация экскурсий
Показ и рассказ экскурсий
Время в экскурсии и его роль
Психология
экскурсионной
деятельности
Психология экскурсионной работы.
Психология экскурсовода
Восприятие, ощущение, эмоции в
экскурсионной деятельности
Организация
внимания
на
экскурсии
Значение
практического
применения
психологии
в
экскурсионной деятельности
Музееведение
Зарождение первых музеев в России
Лучшие музеи мира
Особенности и значение школьных
музеев
Практика
Основы архитектурных знаний
Основы архитектурные термины
Основные черты архитектурностроительной
деятельности
в
Екатеринбурге
Зодчество Екатеринбурга
Архитектура Екатеринбурга
Методика составления экскурсий
Структура экскурсии
Этапы подготовки экскурсии
Экскурсоводческое мастерство
Личность экскурсовода
Умение и навыки экскурсовода
Комплексная практика
Итого 68 часов

СОДЕРЖАНИЕ
1 Вводное занятие. Входная диагностика

1
2
1
5

1
2
1
4

1

1

2

2

1

1

1

1

1

9
4
1
4

4
2
1
2

5
2

18
1
2

2
8
1
2

2
10

11
4
14
6
12
8
2
1

3
2
4
1
5
3
2
1

8
2
10
5
7
5

2

Знакомство с группой. Цели и задачи. Правила поведения обучающихся во
время занятий.
Входная диагностика.
2 Экскурсия, ее сущность. Классификация экскурсий
2.1. История экскурсионного дела
Из истории экскурсионного дела в Европе и в России. Современное
состояние экскурсионного дела.
2.2. Экскурсоведение как наука
Понятие «экскурсия». Туристско-экскурсионная деятельность.
2.3. Сущность и признаки экскурсии
Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности.
Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсии. Общие и
специфические признаки
экскурсии.
2.4. Функции экскурсии
Функция научной пропаганды, функция информации, функция организации
культурного досуга, функция расширения кругозора, функция формирования
интересов человека, сочетание функций в экскурсии
2.5. Классификация экскурсий
Основные признаки классификаций экскурсий. По составу экскурсантов: для
взрослых и детей; городских и сельских жителей; местного населения и
приезжающих туристов; и групп, сформированных по профессиональному
признаку или соответствующему уровню образования. По содержанию:
обзорные, тематические.
По тематике:
исторические, искусствоведческие, литературные, архитектурноградостроительные. По месту проведения:
городские, загородные, производственные, музейные.
По форме проведения: обычные, рекламные, учебные. Экскурсия как форма
учебной работы: экскурсия-урок, экскурсия- прогулка, экскурсиядемонстрация, экскурсия-концерт, экскурсия - консультация. По способу
передвижения: пешеходные, транспортные, комбинированные.
2.6. Показ и рассказ в экскурсии
Показ и рассказ в экскурсии − основа экскурсии. Ступени показа.
Правильное сочетание показа и рассказа. Трансформация устной речи в
зрительные образы.
2.7. Время в экскурсии и его роль
Полное время экскурсии: время показа, время рассказа, паузы, время
передвижения. Умение правильно рассчитать время экскурсии.
3 Психология в экскурсионной деятельности
3.1. Психология экскурсионной работы. Психология экскурсовода
Психологические закономерности организации процесса познания на
экскурсии.
3.2. Восприятие, ощущение, эмоции в экскурсионной деятельности

Экскурсия как процесс чувственного познания мира. Психологические
закономерности организации процесса чувственного познания на экскурсии.
3.3. Организация внимания на экскурсии
Психологические закономерности организации внимания экскурсантов.
3.4. Значение практического применения психологии в экскурсионной
деятельности
Практическое занятие:
Учет особенностей экскурсантов (возраст, уровень образования, род занятий
и т.п.) при проведении экскурсии (составление таблицы).
4 Музееведение
4.1. Зарождение первых музеев в России
Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в.
Условия зарождения российского коллекционирования исторических и
художественных ценностей.
Кунсткамера. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Их роль в становлении
российских музеев второй половине XIX в.
Их влияние на развитие музеев. Оружейная палата - государева
сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Новгородский
музей-заповедник. История создания.
Музеи России сегодня. Музеи под открытым небом.
Практические занятия:
Выступления учащихся с подготовленными мультимедийными
презентациями по темам:
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Кунсткамера.
4.2. Лучшие музеи мира
Лувр. Британский музей. Акрополь. Египетские музеи. Музеи Ватикана.
История создания. Экспозиции. Роль этих музеев в культурнопросветительской деятельности.
Практические занятия:
Написание реферата на одну из предложенных тем: «Лувр», «Британский
музей», «Акрополь», «Египетские музеи».
4.3. Особенности и значение школьных музеев
Организация научно-исследовательской работы музеев. Изучение музейных
материалов.
Экспозиции и выставки как главный итог музейной работы. Музейная
экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Работа музеев с экспонатами
и источниками.
Практическое занятие:
Создание мини-экспозиции.
5 Промежуточная диагностика
6 Основы архитектурных знаний
6.1. Основные архитектурные термины
Крестово-купольное перекрытие, глава, купол, фасад, барабан, фронтон,
виды фронтонов, алтарь, абсида, пилястра.

6.2. Основные черты архитектурно-строительной деятельности в
Екатеринбурге в прошлом. Самобытность екатеринбургской школы
зодчества.
6.3.Зодчество Екатеринбурга
Раннее екатеринбургского зодчество XVIII-первой половины XI Xвека.
Памятники архитектуры
второй половины XIX-начала XX века. Архитектура Екатеринбурга XX века.
Составление паспорта экскурсии
6.4Экскурсии в Екатеринбург
7 Методика составления экскурсии
7.1. Структура экскурсии
Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа,
непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема
экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Определение вида
экскурсии. Название экскурсии. Цели и задачи. Маршрут экскурсии.
Требования к экскурсии. Определение возрастной категории экскурсантов.
Продолжительность экскурсии. Принципы составления маршрута экскурсии:
хронологический, тематический. Экскурсионный объект. Его
сущность. Классификация экскурсионных объектов: по содержанию, по
функциональному значению, по степени сохранности. Отбор объектов и их
оценка для раскрытия содержания экскурсии.
Практические занятия:
Анализ маршрутов экскурсий.
Разработка собственного маршрута.
Анализ паспортов экскурсионных объектов паспорта объекта.
7.2. Этапы подготовки экскурсии
Характеристика этапов подготовки новой экскурсии: подготовительный этап,
непосредственная разработка, заключительный этап. Подготовительный этап:
цель и тема экскурсии, подбор материалов, изучение источников, подбор
зрительного ряда, его изучение, составление картотеки объектов.
Составление карточки (паспорта) экскурсионного объекта.
Непосредственная разработка: составление маршрута экскурсии, уточнение
объектов и остановок, согласование маршрута. Маршрутный лист, его
оформление.
Карта схема экскурсии. Работа над текстом экскурсии; виды текстов,
выполнение ,требований, предъявляемых к ним. Соотношение общего и
локального материала.
Методическая разработка, ее структура и оформление. Заключительный этап:
текст и методическая разработка экскурсии. Виртуальная экскурсия,
Портфель экскурсовода, его комплектация.
Проведение пробной экскурсии.
Практические занятия:

Отбор объектов для составления маршрута.
Составление схемы маршрута.
Определение темы, цели экскурсии, составление плана.
Составление текста.
Составление мультимедийной презентации.
Представление мультимедийного проекта виртуальной экскурсии на основе
разработанной экскурсии.
8 Экскурсоводческое мастерство
8.1. Личность экскурсовода
Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские,
коммуникативные, аналитические способности экскурсовода.
Индивидуальность экскурсовода.
Авторитет экскурсовода. Имидж экскурсовода. Манеры экскурсовода.
Внешний облик экскурсовода.
8.2. Умения и навыки экскурсовода
Профессионализм. Эрудиция. Культура поведения экскурсовода, пути ее
формирования. Навыки. Речь экскурсовода. Образность языка. Жесты
экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в
экскурсии
8.3. Комплексная практика. Итоговая диагностика
Практические занятия:
Проведение экскурсий по выбранным темам. Итоговая диагностика. Анализ
работы обучающихся.
Направленность программы туристско-краеведческая
Уровень сложности содержания программы-стартовый ( программы для
начинающих, содержание общедоступное, имеющее минимальную
сложность для освоения).
Образовательный процесс ориентирован на успех ребенка, эмоциональную
радость, общение детей, и имеет практическую значимость изучаемого
материала.
Возраст обучения-12-13 лет
Количественный состав кружка 10 человек
Форма обучения – очная
Срок реализации -1 год
Программа интересна для детей среднего школьного возраста, представляет
им возможность ознакомиться с азами туристско-краеведческой и
экскурсионной деятельностью, приобрести начальные навыки в области
краеведения и экскурсоведения, раскрыть индивидуальные творческие
способности , развить коммуникативные навыки, инициативу и
любознательность.
В процессе реализации данной программы дети в доступной форме получают
начальные экскурсоводческие и краеведческие знания, совершает ряд

путешествий и экскурсий, ознакомятся историей , природой, культурными
традициями родного края.
Форма занятий : лекции, беседы, практическая самостоятельная работа,
практическая групповая и индивидуальная работа, подвижные игры,
прогулки, походы выходного дня, экскурсии.
График и режим проведения занятий : занятия проведения во внеурочное
время в объеме 72 часов в год.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».