Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 8» Принято: Решением Педагогического совета Протокол №1 от 27.08.2021г. Утверждено: Приказом №178/1-Д от 30.08.2021г. Директор МАОУ ПГО «СОШ №8» _________________О.С.Петрова Документ подписан электронной подписью Срок действия сертификата С 26.02.2021 до 26.02.2022 Серийный номер сертификата электронной подписи 603332450510203670830559428146817986133868575841 Образовательная программа дополнительного образования «Вокруг света» г. Полевской 2021г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение Земли как планеты, своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о Земле, о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой воспитают патриота, гражданина РФ, жителя планеты Земля. Воспитание патриотизма и любви к своей Земле, своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии. Несмотря на то, что эти знания носят межпредметный характер, их основой является учебный предмет география. Она, как никакой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические, экономические и политические знания. Программа учитывает знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Разделы программы включают изучение как объектов и явлений во время экскурсий, так и выполнение творческих заданий с применением современных средств и методов исследования (интернет, др.). При освоении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, «атмосфера», «гидросфера», «биосфера», «географическая оболочка», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им географических объектов, а с другой – создаст платформу для плавного перехода к изучению географии в следующих классах. Предполагается, что учащиеся по окончании изучения теоретической части будут заниматься исследовательской деятельностью, которая реализуется в творческих работах в виде «Лэпбука». В процессе посещения занятий на кружке и самостоятельной работы для школьников создаются условия, обеспечивающие формирование и развитие: - интереса к географии и смежным наукам; - умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания; - творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ. Программа рассчитана на обучение детей в течение 1 года. В кружок «Вокруг света» набираются все желающие учащиеся 6м класса независимо от их уровня подготовки. Количество учащихся составляет 15 человек. Программа предполагает индивидуально-групповую форму обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего за год - 34 часа. Занятия объединены в тематические блоки и состоят из теоретической и практической частей. Направленность кружка «Вокруг света» - Естественно-научная. Уровень программы – ознакомительный. Цель: развить интерес к географии и смежным наукам, активизировать познавательную деятельности, сформировать платформу для патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Задачи: Образовательные: - Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников. - Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях. - Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края, России и мира. Развивающие: 1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей, формирование универсальных учебных действий. Воспитательные: - Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, художественной. - Формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации. - Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края и народов России. - Воспитание ответственности за слова, дела и поступки. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность. Методы работы - Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проектной работы, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте) - Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы - Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания. Формы работы теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, работа с интернет ресурсами. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебно – тематический план Количество часов – 34; в неделю – 1 час. № Название раздела, темы 1 2 3 4 Гидросфера. Океаны. Воды России. Воды Полевского района. Атмосфера. Основные явления в атмосфере, характерные для России и Свердловской области. Биосфера. Животные и растения России и Свердловской области. Красная книга. Географическая оболочка Количество теоретических часов 4 Количество практических часов 4 7 3 6 1 2 Основные направления и содержание деятельности. 6 Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой курса физической географии, представляет некоторые трудности для учащихся. По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, работа с интернет ресурсами, практические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми. Тема 1. Введение - знакомство с деятельностью кружка, планирование. Тема 2. Мировой океан. - современные способы изучения морей и океанов. - водяные смерчи, бури и ураганы в море. - части мирового океана. - растительный и животный мир океанов и морей. - экологические проблемы Мирового океана. Тема 3. Воды суши. - крупнейшие реки Земли. - крупнейшие озера земли, озера-диковинки. - минеральные источники, их происхождение - карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера. - воды суши своего края. Тема 4. Атмосфера Земли. -современные методы изучения атмосферы. - обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. - грозные явления в атмосфере. - местные признаки и приметы для предсказания погоды - климат своей местности. Тема 5. Природа своего города. - изучение особенностей природы своего города. - ПК своей местности. - Антропогенное воздействие на ПК. Средства обучения Видеозаписи Презентации АРМ Электронные учебные пособия Дидактическое обеспечение Коллекция гербария Коллекция горных пород и минералов Карты (настенные, атласы) Схемы и таблицы Портреты путешественников Энциклопедии Наборы фотографий животного мира Способы проверки результатов работы -выставки -учебно-исследовательские конференции -олимпиады -неделя естествознания Ожидаемые результаты и их проверка ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; повысить свой кругозор; применять компьютерные технологии в обучении; знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников. увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г. Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г. Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010 Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр http://www.pelikanschool.org/ http://3.olimpiada.ru/index.php http://www.ug.ru/ http://teacher.org.ru/ http://www.rgo.ru/ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)