Приложение к ООП, АОПП Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8» Принят: решение педсовета от29.08.2022 г. протокол №1 Утверждён: приказом директора МАОУ ПГО «СОШ №8» №182/4 – Д от 29.08.2022 г. Директор ________ О.С. Петрова Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» г. Полевской 2022 1. Комплекс основных характеристик образования при реализации программы курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 1.1 Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. - Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ ПГО «СОШ №8» - Устав МАОУ ПГО «СОШ №8» - Положение «О внеурочной деятельности МАОУ ПГО «СОШ №8» Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа разработана на четыре года обучения. Изучение курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие экономического образа мышления; - воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи: - формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей; - формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости; - формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; - формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования; - формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; - обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. 1.2 Объем курса Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1 - 4 классов рассчитана на 135 часов, продолжительность занятия в 1 классе 35 минут, во 2 – 4 кл. – 40 мин. 1.3 Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 1 класс Я и моя семья Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка. Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Практическая и игровая деятельность: — игра «Генеральная уборка»; — игра «Я — хозяин большого дома». Моё и чужое Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Игровая и исследовательская деятельность: — тема исследования «Как становятся собственниками»; — игра «Страна Обмения». Почему люди трудятся Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Практическая и игровая деятельность: — экскурсия в школьную столовую; — экскурсия в библиотеку; — экскурсия в музей; — сюжетно-ролевые игры; — темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Все работы хороши Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию. Практическая и игровая деятельность: — встреча с человеком интересной профессии; — рисование на тему профессий; — темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела». К концу обучения в 1 классе ученик узнает: — что такое собственность; — почему все люди трудятся; — какие бывают профессии; — как нужно относиться к своей и чужой собственности. К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться: — самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы. 2 класс Что нам нужно для жизни Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Практическая и игровая деятельность: — игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»; — рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров» Что такое деньги и откуда они взялись Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира. Знакомство с историей появления обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств. Практическая и игровая деятельность: — игры «Магазин»; — рисование на тему «Монеты разных стран мира». Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок Знакомство с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег. Практическая и игровая деятельность: — игры «Магазин»; — рисование на тему «Монеты разных стран мира». Хочу, могу и надо Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Практическая и игровая деятельность: — рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». Как товары и услуги исполняют желания Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Практическая и игровая деятельность: — изготовление изделий из природного материала для подарка; — игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»; — экскурсия в магазин; — экскурсия на почту; — мастер-классы «Я умею и могу научить всех». К концу обучения в 2 классе ученик узнает: — какие бывают потребности; — почему все потребности нельзя удовлетворить; — какие бывают товары и услуги; — где можно приобрести товары и услуги; — почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека. К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться: — соотносить свои потребности с потребностями своей семьи; — различать товары и услуги. 3 класс Жила-была денежка Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер. Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро. Практическая и игровая деятельность: — рисование страны Натурального хозяйства; — рисование денег страны Экономики; — игра «Путешествие в страну Обмению»; — рассматривание коллекций разных монет. Какие деньги были раньше в России Древнерусские товарные деньги, происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка», первые русские монеты. Практическая и игровая деятельность: — рассматривание коллекций разных монет. Современные деньги России и других стран Знакомство с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов. Практическая и игровая деятельность: — рисование денег страны Экономики. Откуда в семье деньги В теме рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. У всякого товара есть цена Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи. Практическая и игровая деятельность: — экскурсия в магазин; — игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг. Что нужно знать, чтобы товары покупать? Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»; — тема проекта «Реклама продукта»; — исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»; — изготовление упаковки для подарка. Доход не бывает без хлопот (из чего складывается доход в семье) Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом. Практическая и игровая деятельность: — составление семейного бюджета, составление личного бюджета; — нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла; — экскурсия в банк; — игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»; — рисование банковской карты. На что тратятся деньги Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки. Практическая и игровая деятельность: — путешествие в страну «Увлекандию». Деньги счёт любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал Понятие«бюджет» – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Практическая и игровая деятельность: — квест «Бюджет моей семьи». Как делать сбережения Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Практическая и игровая деятельность: — квест «Заработаем и сбережём». «Дом невелик, да лежать не велит» Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. Практическая и игровая деятельность: — путешествие в страну Минуток. К концу обучения в 3 классе ученик узнает: — о деньгах и их роли в жизни человека и общества; — о доходах и расходах в семье; — о формировании бюджета семьи. К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться: — составлять свой бюджет; — отличать российские деньги от иностранных; — рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи. 4 класс История монет Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий.Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка». Практическая и игровая деятельность: — Игра «Путешествие на старинную русскую ярмарку». Бумажные и безналичные деньги Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Практическая и игровая деятельность: — составление кроссворда в парах (в командах). Банк Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты.Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. Практическая и игровая деятельность: — составление кроссворда в парах (в командах). Семейные доходы Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина.Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность.Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — исследования: «Лотерея – повезло?», «Как заработать премию». Богатство и бедность Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; — тема проекта «Как распорядиться богатством»; — тема доклада «Русские меценаты». Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — исследования: составление собственного плана расходов. Планирование бюджета семьи Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения(накопления). Долг. Труд — основа жизни Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. Практическая и игровая деятельность: — игра «Служба быта»; — встреча с человеком интересной профессии; — экскурсия в школьную столовую; — экскурсия в библиотеку; — экскурсия в художественный музей; — темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Как товары производят Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар. Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — прогулка в парк за природным материалом; — изготовление изделий из природного материала для подарка; — игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»; — экскурсия в магазин; — экскурсия на почту; — проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.; — рисование на темы проектов. К концу обучения в 4 классе ученик узнает: — основные виды ресурсов; — как производят товары; — какова роль меценатов в развитии культуры и искусства; — почему налоги важны для существования государства. К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться: — определять ресурсы, необходимые для производства товара; 1.4 Личностные и метапредметные результаты освоения курса Планируемые результаты. Личностные результаты: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные. понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представлении информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Формы организации учебных занятий: Беседа, коллективная, групповая, индивидуальная, игра, практикум Основные виды деятельности учащихся: Познавательная, игровая, ценностно-ориентированная. Ожидаемые результаты обучающихся: Метапредметные Регулятивные. Обучающийся понимать цели составлять простые планы проявлять познавательную и оценивать правильность результаты. научится: своих действий; с помощью учителя творческую инициативу; выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится: освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. Обучающийся научится: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные. Обучающийся научится: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе; уметь характеризовать виды и функции денег; знать источники доходов и направлений расходов семьи; уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения проводить элементарные финансовые расчеты. Предметные результаты освоения учащимися содержания программы: 1 класс В результате освоения программного материала ученик получит знания: О ведении хозяйства, экономике ведения домашнего хозяйств, качествах, присущих хорошему хозяину: бережливости, экономности, как нужно относиться к своей и чужой собственности, почему люди трудятся, профессиях людей, ценности труда, важности домашнего труда для ведения хозяйства, какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом), как люди выбирают профессию. К концу обучения в 1 классе ученик узнает: — что такое собственность; — почему все люди трудятся; — какие бывают профессии; — как нужно относиться к своей и чужой собственности. К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться: — самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы. 2 класс В результате освоения программного материала ученик получит знания: О потребностях естественных и культурных, товарном обмене; первых деньгах; монетах разных стран мира, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью, об устройстве монет, изобретении бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег, как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее); продовольственных и промышленных товарах, продавце и покупателе, услугах, образовательных услугах. К концу обучения в 2 классе ученик узнает: — какие бывают потребности; — почему все потребности нельзя удовлетворить; — какие бывают товары и услуги; — где можно приобрести товары и услуги; — почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека. К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться: — соотносить свои потребности с потребностями своей семьи; — различать товары и услуги. 3 класс В результате освоения программного материала ученик получит знания: О натуральном хозяйстве, как появились ремёсла , необходимости обмена, бартере, как появились деньги, монетах, купюрах, деньгах России и валюте — иностранных деньгах, древнерусских товарных деньгах, происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», первых русских монетах, современных деньгах России и мира, появлением безналичных денег, проведению безналичных расчетов, с функциями банкоматов, откуда в семье деньги (деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии), дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги, деньги — средство для оплаты товаров и услуг; цене товара, показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести, сдаче, как расплачиваться на кассе, о чём может рассказать чек, свойствах товаров, зависимости цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку, нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются; доходах семьи (заработная плата, пенсия, стипендия, пособие), расходах семьи, бюджете семьи, учёте доходов и расходов, о хранении и вкладе денег в банке, кредите, на что тратятся деньги, обязательных и необязательных расходах, как делать сбережения; учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения; семейном хозяйстве, собственности личной и семейной, потребности семьи, распределении обязанностей в семье, экономии и бережливости, что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло), способах экономии. К концу обучения в 3 классе ученик узнает: — о деньгах и их роли в жизни человека и общества; — о доходах и расходах в семье; — о формировании бюджета семьи. К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться: — составлять свой бюджет; — отличать российские деньги от иностранных; — рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи. 4 класс В результате освоения программного материала ученик получит знания: Об истории монет (узнает понятия: Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий.Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка»); бумажных деньгах, наличных и безналичных деньгах, купюрах, банковских билетах, ассигнациях, водяных знаках, фальшивомонетчиках, для чего нужен банк (Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты); семейных доходах (Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес); как создаётся богатство, источниках богатства государства и человека, открытиях и изобретениях, ценностях материальных и нематериальных, богатстве и культуре, налогах, почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы); ценности и значимости труда, оценке труда, зависимости успехов в будущей профессии от успехов в учёбе, причинах различий в оплате труда, результате труда, как товары производят природных ресурсах (Материальные ресурсы , Трудовые), производителях товара. К концу обучения в 4 классе ученик узнает: — основные виды ресурсов; — как производят товары; — какова роль меценатов в развитии культуры и искусства; — почему налоги важны для существования государства. К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться: — определять ресурсы, необходимые для производства товара; Программа рекомендована классным руководителям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам. Режим организации занятий осуществляется в соответствии с утверждённым графиком внеурочной работы. Временной бюджет: 1 час в неделю (16 часов в год) для обучающихся 1-х классов, для 2-4 классов – 1 час в неделю (17 часов в год) численность группы – более 15 человек, состав постоянный. 2. Календарно-тематическое планирование 1 класс (34 часа) Раздел КолТемы Колво во часов часов Семья — родственники, живущие 1 Я и моя 9 вместе и имеющие общее хозяйство. семья Дом, в котором мы живём, — место 1 для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность 1 порядка в доме. Игра «Генеральная уборка» 1 Хозяйство — всё имущество, 1 принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения 1 домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему 1 хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. 1 Игра «Я — хозяин большого дома» Итоговое занятие на тему: «Я и моя 1 семья» Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Предметные: сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый». Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками Метапредметные результаты. Р.: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий. П.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. К.: слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Моё чужое и 8 Всё, что принадлежит человеку, — 1 это его собственность. — обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Личные вещи человека. Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками Метапредметные результаты. Р.: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий. П.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. К.: слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 1 Собственность — это не только вещи, но и произведения человека 1 (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится 1 собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. 1 Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Игра «Страна Обмения». 1 Итоговое занятие на тему: «Моё и 1 чужое» Защита исследовательских работ. Почему люди трудятся 8 1 Труд — это полезная деятельность 1 людей. Ценность труда людей разных профессий. Экскурсия в школьную столовую. 1 Экскурсия в библиотеку. 1 обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; объяснять смысл пословиц и поговорок о труде; проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Важность домашнего труда для 1 ведения хозяйства. Учение — это тоже труд. Учебный 1 труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Итоговое занятие на тему: «Почему 1 люди трудятся». Защита проектов: «Как создаётся 2 произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Все работы 9 хороши Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками Метапредметные результаты. Р.: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий. П.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. К.: слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Каждый человек имеет профессию 2 — работу. Какие бывают профессии по предмету труда. уважать труд людей разных профессий; классифицировать профессии по предмету труда; рассказывать о профессиях. Как люди выбирают профессию. Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства; Профессии членов семьи. Как люди получают профессию. 4 Встреча с человеком интересной профессии. Итоговое занятие на тему: «Все 1 работы хороши». Защита проектов «Профессии в моей 2 семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками Метапредметные результаты. Р.: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий. П.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. К.: слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ИТОГО: 34 часа 2 класс (34 часа) Раздел Колво часов Темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Что нам нужно 7 для жизни Потребности — это всё то, что 2 требуется для жизни. Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров» Естественные потребности, 2 характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Игра: «Собери портфель». Культурные потребности, 2 характерные только для человека. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Итоговое занятие на тему: «Что нам 1 нужно для жизни». Предметные: различать потребности по видам; определять потребности домашних питомцев; формулировать свои потребности. Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные результаты. Р.: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. П.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Что такое 3 деньги и откуда они взялись Рассмотрим 2 деньги поближе. Защита от подделок Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость). Первые монеты и монеты разных государств. Знакомство с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег. 1 1 1 2 К.: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — различать деньги бумажные и монеты; определять понятие «ликвидность»; формулировать понятие товарного обмена. Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные результаты. Р.: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать Хочу, надо могу и 6 Желания как первый шаг появления 2 культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. П.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. К.: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — определять потребности своих близких; оценивать свои желания и возможности их реализации. Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; Желания (потребности) членов 1 семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на 1 других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в 1 исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). 1 Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо». развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные результаты. Р.: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. П.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. К.: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной Как товары и 16 услуги исполняют желания Многие желания и потребности 1 человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты 1 питания, которые мы можем купить. Экскурсия в магазин 2 Продовольственные (пища и питьё) и 3 промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка». Продавец — профессия человека, 1 который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий 1 товары. деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — соотносить виды товаров и место их приобретения; различать товары и услуги: понимать разницу между ними; кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги. Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные результаты. Р.: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Услуги — действия, которые 1 оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Виртуальная экскурсия на почту Экскурсия в парикмахерскую Виртуальная экскурсия в амбулаторию Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. П.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. К.: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 1 1 1 1 Какие мечты и желания человека 1 помогает исполнить образование. Итоговое занятие по теме: «Как 1 товары и услуги исполняют желания» ИТОГО: 34 часа 3 класс (34часа) Раздел Жила-была денежка Колво часов 5 Темы Натуральное хозяйство. Бартер. Как появились первые деньги. Колво часов 5 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) раскрывать причины возникновения денег; различать российские и иностранные деньги. Монеты. Две стороны монет. Рубли и копейки – российские деньги. Купюры. Валюта. Курсы валют. Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов. Метапредметные результаты. Р.: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. П.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, Какие деньги были 2 раньше в России Современные деньги России других стран 3 и Древнерусские товарные деньги, 2 происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка», первые русские монеты. Коллекция старинных денег. Практическая работа. Знакомство с современными 3 деньгами России. Знакомство с современными деньгами мира. построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. К.: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — различать современные и старинные российские деньги. — раскрыть причины появления безналичных денег; — различать современные российские и иностранные деньги. Факторы и причины появления безналичных денег. Откуда деньги в семье 5 Наследство, лотерея – значение 5 слов. Заработная плата -основной источник дохода современного человека. У всякого товара 4 есть цена Что нужно знать, 7 чтобы товары покупать? Зависимость размера заработной платы от профессии. Значение слов «собственник, арендная плата и проценты, пособия, пенсия, стипендия». Займы и мошенники. Деньги — средство для оплаты 2 товаров и услуг. Цена товара. Сдача. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. Экскурсия в магазин 2 Игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг. Свойства товаров: цена и качество. 2 Чек как документ, подтверждающий покупку. — объяснять, как оплачивают товары и услуги; — определять размер сдачи при осуществлении покупки. — устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами; Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Вдумчивый покупатель. Выгодная 2 покупка. Мини-проект «Реклама продукта». Доход не бывает без 4 хлопот (из чего складывается доход в семье) Мини исследования: «Цена и 2 качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» (по выбору учащихся). 1 Изготовление упаковки для подарка. Доходы семьи — деньги, которые 2 поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Составление семейного бюджета, составление личного бюджета. Расходы семьи — деньги, которые 1 тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и 1 накопления денег. Хранение и — выделять характеристики товара. существенные — производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета; — осуществлять простейшие экономические расчёты; — планировать результаты экономии и бережливости. На что деньги тратятся 1 Деньги счёт любят 1 или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал Как делать 1 сбережения «Дом невелик, да 1 лежать не велит» вклад денег в банке. Кредит. Виртуальная экскурсия в банк, игры: «Банк», «Кредит и предприниматели», рисование банковской карты. Товары и услуги. Расходы 1 обязательные и необязательные. Сбережения. Деньги в долг. Значение слова хобби. Бюджет – план доходов и расходов 1 семьи». Квест «Бюджет моей семьи». Сбережения. Сбережения 1 вложенные в банк или ценные бумаги. Практическая и игровая деятельность: квест «Заработаем и сбережём». Итоговое занятие. Семейное 1 хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Способы экономии. ИТОГО: 34 часа — планировать результаты экономии и бережливости; — взаимодействовать и договариваться в процессе игры. — планировать результаты экономии и бережливости; — взаимодействовать и договариваться в процессе игры. — планировать результаты экономии и бережливости; — взаимодействовать и договариваться в процессе игры. — планировать результаты экономии и бережливости; — взаимодействовать и договариваться в процессе игры. 4 класс (34 часа) Раздел Кол- Темы во часов Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая История монет 2 царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Игра «Путешествие на старинную русскую ярмарку». Колво часов 2 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) — объяснять, почему появились монеты, описывать устройство монеты, приводить примеры первых монет. Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег, взаимодействовать и договариваться в процессе игры. Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности. Метапредметные результаты. Р.:понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. П.:освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. К.: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Бумажные и 6 безналичные деньги Бумажные деньги. 4 Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Составление кроссворда «Монеты», 2 «Наличные и безналичные деньги» в парах (в командах). Банк Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. 2 Вкладчик. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. 2 — объяснять, почему появились бумажные деньги; — оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег; —приводить примеры первых бумажных денег; — описывать первые российские бумажные деньги; — объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением; — взаимодействовать и договариваться в процессе практической работы. — сравнивать виды денег; — объяснять роль банков; — объяснять условия вкладов и кредитов; — рассчитывать проценты на простых примерах; — объяснять принцип работы пластиковой карты. Семейные доходы 5 Доход. Зарплата. 5 Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Исследования: «Лотерея – повезло?», «Что такое премия и как её заработать». Богатство бедность и 7 Как создаётся богатство. Источники 2 богатства государства. Источники богатства человека. Мини проект «Как распорядиться богатством». Открытия и изобретения. Создание 3 новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Богатство и культура. Богатство и милосердие. Налоги. Исследования «Природные богатства 2 нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования». Мини проект «Русские меценаты». —описывать и сравнивать источники доходов семьи; —объяснять причины различий в заработной плате; — объяснять, как связаны профессии и образование; —объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке; —описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. — определять источники формирования богатства; — сравнивать возможные пути распоряжения богатством; — различать материальные и нематериальные ценности; — обосновывать важность меценатства и милосердия; — объяснять, что такое налоги и для чего они нужны. Почему семьям 3 часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать Необходимые расходы. Питание. 2 Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Налоги. Долги. Штрафы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Практическая работа «Составление 1 собственного плана расходов». Планирование бюджета семьи 1 Семейный бюджет. 1 Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг. Труд — основа 4 жизни Ценность и значимость труда. Труд 1 как потребность человека. Важность учебного труда школьников. Продукт труда (нематериальный продукт труда). Игра «Служба быта». Экскурсия в школьную столовую; Встреча с человеком интересной 1 профессии; экскурсия в библиотеку. Подготовка проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Экскурсия в краеведческий музей. 2 Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как — объяснять причины, по которым люди делают покупки. — описывать направления расходов семьи. — рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. — сравнивать и оценивать виды рекламы. — обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. — сравнивать доходы и расходы и принимать решения. — объяснять последствия образования долгов. — составлять семейный бюджет на условных примерах. — обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; — проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; — осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Как товары 3 производят производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Всё, что необходимо для 1 производства товаров, — ресурсы. Прогулка в парк за природным материалом; изготовление изделий из природного материала для подарка. Важность труда людей разных 1 профессий. Производители. Подготовка проектов «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д. Фабрика, завод — места, где 2 производят товары. Защита проектов «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д. ИТОГО: 34 часа — различать виды ресурсов; — обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей; — уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. 3. Список литературы: Основная литература 1. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».) 2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».) 3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».) 4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».) 5. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».) 6. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 2. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».) Интернет-источники 1. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики». 2. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги». 3. http://rasxodam.net – сайт об экономии денег в повседневной жизни «Расходам.нет». 4. http://urok.1sept.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 5. http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейныйбюджет». 6. http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов». 7. http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления». 8. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов». 9. http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя». 10. https://znanium.com/ – электронно-библиотечная система Znanium.com. 11. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе»с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением. 12. https://finagram.com – портал финансовой грамотности «Финаграм». 13. https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ. 14. https://vashifinancy.ru – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф». 15. https://www.banki.ru – финансовый информационный портал «Банки.ру». 16. https://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики. 17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг «ХочуМогуЗнаю»