Приложение к ООП, АОПП Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8» Принят: решение педсовета от29.08.2022 г. протокол №1 Утверждён: приказом директора МАОУ ПГО «СОШ №8» №182/4 – Д от 29.08.2022 г. Директор ________ О.С. Петрова Программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» г. Полевской 2022 Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы НОО. Программа разработана к учебно-методическому комплекту О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом», и реализуется в рамках общеинтеллектуального направления развития личности, программы внеурочной деятельности, являющейся частью организационного раздела Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ ПГО «СОШ№8» Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и русского языка. УМК «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крыловой позволяет преодолеть трудности в обучении пониманию и анализе прочитанного. Актуальность программы. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Новизна программы. Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Педагогическая целесообразность программы Смысловое чтение – это такое чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений: -выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; -пользоваться сносками и школьным толковым словарем; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; -определять эмоциональный характер текста; -выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова; -опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; -определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных; -уметь прогнозировать содержание читаемого; -осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; -формулировать тему небольшого текста; -работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; -выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; -определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; -находить главную мысль, сформулированную в тексте; -определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку найти из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Для работы используется методический комплект Крыловой О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1-4 класс / О.Н.Крылова. – 46-е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2022. (Серия «Учебно–методический комплект»). Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: Программа рассчитана на детей в возрасте от 8-10 лет Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Программа рассчитана на 3 года. Количество часов в неделю – 1. За год - 34 часа. За год: во 2 классе - 34 часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 классе – 34 часа. Всего реализуется в объеме 102 часов. Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений. Основные задачи: 1. 2. 3. 4. 5. Учить работать с текстом литературного произведения; Расширять читательский кругозор. Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности; Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка. Формировать у детей внимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного. Формы и режим занятий Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью до 45 минут. Форма проведения занятий – групповая. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Формы организации внеурочной деятельности: учебное занятие, викторина, КВН, виртуальное путешествие , литературная игра, конкурс – кроссворд, читательская конференция, просмотр видеофильмов, коллективно-творческая работа. Планируемые результаты освоения курса «Чтение. Работа с текстом» Личностные результаты: 1) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 6) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ; 7) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир; 8) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств. 3) Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель- ности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осу- ществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о 1) добре и зле, дружбе и честности; 2) достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 3) использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев; 4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; 5) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности; 6) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений; 7) умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции. Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2 классе является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Предметные результаты: Ученик 2 класса научится: определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы, различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов; соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты; владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное); воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно опре- делять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный); характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям; находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей; составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения); применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание собственных произведений по аналогии с прочитанными; ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации); выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом; рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема); под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. Ученик получит возможность научиться: определять главную мысль текста соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др. подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи). 3–4-й класс Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с текстом» в 3–4-м классах является формирование следующих умений: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с текстом» в 3 – 4 -м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Требования к результатам на конец 2-3 года Ученик научится: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; – самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; – делить текст на части, составлять простой план; – самостоятельно формулировать главную мысль текста; тип текста; – находить в тексте материал для характеристики героя; – высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); – относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным признакам; – видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения Требования к результатам на конец 4 года Ученик научится: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; – самостоятельно находить ключевые слова; – самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); – формулировать основную мысль текста; тему текста, стиль, тип текста; – составлять простой план текста; – аргументировано высказывать своѐ отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; – иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; – самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) – определять стиль текста; Список ЭОР: 1) Рабочая программа по литературному чтению (4 класс) по теме: Рабочие учебные программы для 4 класса (УМК "Школа России") http://nsportal.ru 2) Чтение. Работа с текстом. 2 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2022. 3) Чтение. Работа с текстом. 3 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2022. 4) Чтение. Работа с текстом. 4 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2022. Календарно – тематическое планирование «Чтение. Работа с текстом» во 2 классе. № Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Работа с текстом И.Соколова – Микитова «В лесу». Работа с текстом В.Осеевой «Плохо» Работа с текстом Л.Толстого «Два товарища» Основные виды учебной деятельности учащихся Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа с иллюстрацией. Вести диалог. Определять последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы. Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с пословицами. Определять последовательность событий. Работа с текстом Устанавливать последовательность пунктов плана. ВосстаВ. Бурлакова навливать деформированные предложения. Находить абзац. «На рассвете» Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями. Работа с текстом Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. А.Тихонова «Где Работать с иллюстрацией. вода, там жизнь» Работа с текстом Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. С.Михалкова Находить вопросительные предложения. «Аисты и лягушки». Работа с текстом Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. РабоИ.Пузанова «На тать с кроссвордом, с иллюстрацией. рыбалке». Итоговая работа Оценивать свои результаты и достижения. Анализировать за 1 четверть по ошибки. тексту: «Медведко» Д.Н.МаминаСибирика Работа над Подбирать синонимы, заголовок к тексту. ошибками. РаВосстанавливать бота с текстом последовательность событий. В.Бехревского «Мишка под деревом» Работа с текВосстанавливать деформированные предложения. Опреде- 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 стом И.Соколова- Микитова «На лесной дороге» Работа с текстом Л.Яхнина «Силачи». Работа с текстом А.Тихонова «Сороки». Работа с текстом из детской энциклопедии. Работа с текстом К.Ушинского «Играющие собаки» Итоговая работа за 2 четверть по тексту: «Четыре желания» К.Д.Ушинского Работа с текстом И. Соколова – Микитова «Утром в лесу» Работа с текстом Е.Пермяка «Первая рыбалка» Работа с текстом И.Соколова– Микитова «Белка» Работа с текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности». Работа с текстом Г.Цыферова «Жил на свете слоненок». Работа с текстом В.Кологрива «Жизнь кузнечика» лять лексическое значение слова. Давать характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту. Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова. Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания. Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного предложения. Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с кроссвордом. Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результату своих достижений. Анализировать ошибки. Применять прием сравнения. Восстанавливать предложения. Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана. Работать с иллюстрацией. Определять тип текста. Списывать текст. Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному. Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя. Работать с таблицей. Ставить ударение в словах. 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Работа с текстом С.Аксакова «Щенок». Работа с текстом Ш.Перро «Золушка» Итоговая работа за 3 четверть Работа с текстом Н.Юрцевича «Красавица русских лесов» Работа с текстом С.Юцзунь «Светлячок и Муравей» Работа с текстом В.Танасийчука «Лосось». Работа с текстом В.Коржикова «Прогулка по лесу» Работа с текстом арабской народной сказки «Хлеб и золото» Работа с текстом К.Ушинского «Гадюка» Работа с текстом М.Садовского «Зима на колесах» Работа с текстом В.Осеевой «Кто хозяин?» Работа с текстом И.Соколова – Микитова «Лоси». Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом. Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. Умение работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную мысль текста, восстанавливать последовательность событий. Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. Уметь определять стиль текста, лексическое значение слова, подбирать антонимы, восстанавливать последовательность событий. Работать с пословицами. Составлять диалог. Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить границы предложения. Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста. Восстанавливать предложения. Работать с иллюстрацией. Называть героев сказки. Определять жанр произведения, лексическое значение слова, подбирать синонимы. Определять жанр произведения, подбор синонимов. Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения. Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. Уметь составлять диалог. Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. Работа с текстом Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, опреИ.Крылова делять стиль текста, восстанавливать предложения. «Кукушка и Петух» 34 Календарно – тематическое планирование «Чтение. Работа с текстом» в 3 классе. № п/ п 1 2 3 4 5 Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности учащихся Вводное занятие Ориентироваться в учебнике. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание текста. Пользоваться словарём. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работа с текОпределять главную мысль произведения, логику повествостом «Синица» вания, смысловые и их интонационные связи в тексте. по Г.СкребицСмысловое чтение как осмысление цели чтения. Объяснекому. ние значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Работа с иллюстративным материалом. Работа с текЧитать выразительно и осознанно текст художественного стом «Птицы» произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать по А.Тихонову. события, героев произведения.тему текста, делить предложенный текст на части, озаглавливать их, определять тип текста, находить в тексте сравнения, подбирать к словам синонимы, проверочные слова, выписывать из текста вопросительные и восклицательные предложения, находить в предложениях грамматические основы,. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Работа с текЧитать выразительно и осознанно текст художественстом ного произведения и выделять главное в прочитан« Фламинго» по ном Э.Бауэру. пересказывать делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Подбирать проверочные слова. , Восстанавливать порядок пунктов плана. Выписывать из текста побудительные предложения. Подбирать к словам антонимы. Работа с текстом «Грызуны» по материалам энциклопедии. Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте. Определение различных средств выразительности. 6 Работа с текстом «Бактерии» по материалам энциклопедии. Определение стиля текста Осмысление содержания прочитанного. Умение размышлять над содержанием произведений Делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы. 7 Работа с текстом «Волчиха» по А.Чехову. 8 Работа с текстом «Ответ» С.Михалкова. Работа с текстом «Диковинное дерево» по А.Солженицыну. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Отвечать на вопросы по содержанию, словами текста Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста. Осмысление содержания прочитанного. 9 10 11 12 13 14 Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь словарём. Работа с научно- популярным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии. Комплексный анализ текста (продолжение). Чтение по готовому плану. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на структуру. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с текстом «Синички» по Э.Шиму Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, поиск и выделение необходимой информации. Учиться работать по предложенному учителем плану, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса, умение слушать других, формировать свои мысли вслух. Работа с текОпределение характеристик героев с опорой на текст, иллюстом страции. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении «Олени» А.Ста- прочитанного или прослушанного текста. Определять досторостина верную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём Работа с текОпределение стиля текста. Понимать текст, опираясь не стом «Змеи» по только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, материалам эн- структуру, выразительные средства текста Умение размышциклопедии. лять над содержанием произведений. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Работа с текстом «Дрессировка» по материалам энциклопедии. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение логического отрывка. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом. Работа со словарём. Работа с текЧтение отрывка, к которому можно подобрать послостом «И так бы- вицу. вает» по Л.Ки- Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях селёвой. текста информацию. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Составление предложений по схеме. Работа с Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составнаучно- популять на основании текста небольшое монологическое вылярным текстом сказывание, отвечая на поставленный вопрос «Радуга» по материалам энциклопедии. Комплексный Умение размышлять над содержанием произведений. анализ текста Осознанное и произвольное построение речевого вы(продолжение) сказывания. по материалам энциклопедии. Работа с текНахождение в тексте ответа на заданный вопрос Смыслостом «Конец вое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необлета» по ходимой информации. Сравнивать между собой объекты, А.Тихонову. описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Работа с текстом «Сосновый бор» по И.СоколовуМикитову. Комплексный анализ текста (продолжение) Работа с текстом «Дельфины» по материалам энциклопедии. Нахождение предложения, с помощью которого можно дать ответ на вопрос. Понимать информацию представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение). Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным. Описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака. Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с текОпределение последовательности рисунков согласно содерстом жанию текста. Вычленять содержащиеся в тексте основные «Башмачки» по события и сопоставлять их с иллюстративным материалом. Л.Киселёвой. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа со словарём. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Работа с текстом «Немецкая овчарка» по Э.Бауэру. Работа с текстом « Осёл и бобр» С.Михалкова. Осмысление замысла и главной мысли произведения. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа с текстом «Весна» по записям В.Васильева. Комплексный анализ текста (продолжение) Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Комплексный анализ текста (продолжение) Контрольная работа по промежуточной аттестации. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение логического отрывка. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом. Работа с текЧтение отрывка, к которому можно подобрать иллюстом «На катке» страцию. В.Осеевой. Группировать, систематизировать объекты, выделяя одиндва признака. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Работа с Поисковое чтение. По результатам наблюдений находить научно- попуи формулировать правила, закономерности и т. п. лярным текстом «Растения» по материалам энциклопедии. Комплексный Извлечение необходимой информации из прочитананализ текста ного текста. (продолжение) Работа с текНахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на стом «Калина» вопрос. Понимать информацию, представленную в неявном по И.Соколову- виде: например, выделять общий признак группы элементов, Микитову. характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. 34 Итоговое занятие. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Календарно – тематическое планирование «Чтение. Работа с текстом» в 4 классе. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема занятия Основные виды учебной деятельности обучающихся Текст-описание Выразительно читать текст. Составлять простой план текста. Г. Николаева Отвечать на вопросы учителя по тексту. Участвовать в учеб«Ливень» ном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Текст-описание Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заГ.Скребицкий данные в явном виде. Сравнивать между собой объекты, «Солнечный описанные в тексте, выделяя два-три существенных придень в самом знака. начале лета» Работа с текС помощью учителя определять тему и главную мысль текстом К.Ушинста, делить текст на смысловые части. Отвечать на вопросы ского учителя по тексту. Выделять главное в текстах учебника (в «Гнездо ласоответствии с заданиями). сточки» Тренировочная комплексная работа №1. Публицистический текст «Хочу всё знать. Сахар» Повествовательный текст А.Бострома «Кошка и еж» Текст-описание С.Аксаков «Осень» Тренировочная комплексная работа №2. Работа с текстом И.Соколова-Микитова «Клены» Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). 10. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 21. 22. 23. Работа с текстом Р. Киплинга «Слоненок» Тренировочная комплексная работа №3. Работа с текстом- описанием А.Тихонова «Колибри» Публицистический текст. «Хочу все знать. Экология». Работа с текстом «Осень» по И.СоколовуМикитову Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Тренировочная комплексная работа №4. Работа с текстом К.Ушинского «Четыре желания» Публицистический текст. «Хочу все знать. Планеты». Работа с текстом- рассуждением «Жираф» (по Э.Бауэру) Работа с текстом С.Михалкова «Жадный Заяц» Текст-описание И.Соколов-Микитов «Рябина» Повествовательный Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя) Составлять план рассказа и рассказывать по плану. Ориентироваться в учебной литературе (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Составлять план рассказа и рассказывать по плану. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц. Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя). Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. текст И.Дудникова «Весенняя вода» Тренировочная комплексная работа №6. Работа с текстом К.Ушинского «Утренние лучи» Работа с текстом Е.Пермяка «Как Маша стала большой» Работа с текстом сказки С.Михалкова «Просчитался» Тренировочная комплексная работа №7. Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя» Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому Работа с текстом П.Молчанова «Рыбалка» Итоговая комплексная работа №8. Работа с текстом Г.Скребицковго «ХудожникОсень» Чему научились на курсе «Чтение. Работа с текстом» Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Составлять план рассказа и рассказывать по плану. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Работать с фразеологизмами. Создавать текст собственного сочинения согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к такому тексту. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Работать с пословицами. Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, составление плана. Выделять главное в тексте учебника (в соответствии с заданиями). Определять тип текста, придумывать заголовок. Озаглавливать текст. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя). Работать с синонимами. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения № 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2. 2.1 2.2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения Печатные пособия Чтение. Работа с текстом: 2 класс. ФГОС / О.Н.Крылова. – 46е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2022. (Серия «Учебно–методический комплект»). Чтение. Работа с текстом: 3 класс. ФГОС / О.Н.Крылова. – 46е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2022. (Серия «Учебно–методический комплект»). Чтение. Работа с текстом: 4 класс. ФГОС / О.Н.Крылова. – 46е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2022. (Серия «Учебно–методический комплект»). Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. Детские книги Экранно – звуковые пособия Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений Видеофильмы Технические средства обучения Классная магнитная доска Мультимедийный проектор Компьютер Сканер Принтер лазерный Экран Цифровые и электронные образовательные ресурсы http:/umk-garmoniya.ru/literat/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/ http://www.zavuch.info/ Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umkgarmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ Методический центр: http://numi.ru/ Образовательная онлайн программа uchi.ru Количество 25 шт 20шт 20шт 1 3 1 1 1 1 1