Приложение к ООП, АООП Программа курса внеурочной деятельности Развитие речи 1-4 кл. 2022г.

Приложение к ООП, АОПП
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8»

Принят:
решение педсовета
от29.08.2022 г.
протокол №1

Утверждён:
приказом директора
МАОУ ПГО «СОШ №8»
№182/4 – Д от 29.08.2022 г.
Директор ________ О.С. Петрова

Программа курса
внеурочной деятельности
«Развитие речи»

г. Полевской
2022

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие речи»
составлена на основе требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
06.10.2009г. № 373 (с изменениями и дополнениями);
-

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от

29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
- информационного письма МОиН РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной

деятельности

в

рамках

реализации

основных

общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»
- Основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ ПГО «СОШ № 8»
Рабочая программа к курсу «Развития речи» составлена в соответствии
с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта начального общего образования и разработана на основе
авторской программы духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования и авторской программы Т.Ю.Соколовой «Школа развития
речи», серия: Умникам и умницам/Курс "Речь». -М.: РОСТкника,.2020.
Программа курса представляет систему занятий для детей в возрасте от
7 до 10 лет.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний,
умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на
создание условий полноценного проживания детства, для становления
человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и
самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Актуальность программы в том, что в обновлении школы по ФГОС
идет переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые
федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность
изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки
образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Новизна программы:
Отбор

содержания

направленность:
творчества:

программы

использование

пословиц,

имеет

произведений

поговорок,

культурологическую
устного

скороговорок;

народного

использование

произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры
общению.
Занятия

выстроены

занимательно,

имеют

поисково-творческий

характер. Кроме того, программа предусматривает возможность внесения
корректив в любую тему
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения
мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но
для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель
данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой
культурой.

Программа " Развития речи" имеет так же научно-

познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной
школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного
языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных
познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. В основу
тематического планирования программы положены следующие темы:
 Речь.
 Слово.

 Предложение и словосочетание.
 Текст.


Культура общения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий для
обучающихся 1-4-ых классов всего 135 часов: в 1 классе 33 часа, во 2 - 4
классах по 34 часа.
Особенность курса составляет внесение существенных изменений в
содержание

и

организацию

принятого

обучения

орфографии:

совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли
коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го)
класса формирования орфографической зоркости и орфографического
самоконтроля младших школьников. Процесс обучения проходит с опорой
на языковой опыт и природную языковую интуицию детей, реализуется
деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому
овладению им. Во время занятий по предложенному курсу происходит
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них
исчезает

боязнь

ошибочных

шагов,

снижается

тревожность

и

необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся. -повышение
общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также
воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы. Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся:
любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы
планируем следующие результаты:
1. Каждый ученик усовершенствует свои языковые знания, а также получит
опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2. У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку,
родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за
свою Родину), чувство национальной принадлежности.
3. У учащихся начнут формироваться такие качества как активность,
ответственность, самостоятельность.
Формы контроля полученных результатов:
1 .Самостоятельные работы (2 за год).
2. Наблюдение.
3. Презентации проектных работ, КВН.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
«Развитие речи».
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и
других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли
русского языка в жизни и духовнонравственном развитии человека;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными
также межпредметными

связями

действиями,

а

с литературой. Кроме этого,

метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное
искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Проговаривать последовательность действий на уроке.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение
технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя. -Делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Уметь донести свою позицию до собеседника;
- Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика) отличать верно выполненное задание от неверного.

Планируемые результаты освоения учебного курса

1 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация

в нравственном содержании и смысле поступков как

собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем
возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения

мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой

учебно-познавательной

мотивации

учения,

интереса

к

изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем
плану Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных

обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах

поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера

исполнителя).
Предметные результаты:
- умение выразительно читать небольшой текст;
- умение определять лексическое значение слова;
- умение выделить синонимы, антонимы, омонимы;
- умение определить лексическое значение многозначного слова;
- умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия

сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;
- владеть монологической и диалогической формами речи.

2 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация

в нравственном содержании и смысле поступков как

собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем
возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения

мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой

учебно-познавательной мотивации

учения, интереса к

изучению курса развития речи. - чувство прекрасного – уметь чувствовать
красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.

Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,

сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых
текстов. вычитывать все виды текстовой информации: по факту,
подтекстовую, концептуальную; - пользоваться словарями,
справочниками; - строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

уточнять

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

и взрослыми; - выражать свои мысли с соответствующими возрасту
полнотой и точностью; - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их
в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых

ситуаций;
- адекватно

использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической
формами речи. Предметные

результаты

является сформированность

следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в

исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения.

3 класс
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и
других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание
готовности

к

отстаиванию своего мнения;

ж)

отработка

самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

навыков

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих
действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных
достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников

информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в
группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в)
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г)
уметь выполнять различные роли в группе
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в
жизни и духовнонравственном развитии человека;
4 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:

- ориентация

в нравственном содержании и смысле поступков как

собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем
возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения

мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой

учебно-познавательной

мотивации

учения,

интереса

к

изучению курса развития речи. - чувство прекрасного – уметь чувствовать
красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями. интеллектуального развития младших школьников.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,

сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,

концептуальную; - пользоваться словарями, справочниками; - строить
рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное) договариваться и приходить к общему решению, работая в
паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

лидера, испонителя, критика.
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой
и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в
совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых

ситуаций;
- адекватно

использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической
формами речи.
Предметные результаты:
- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового

и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные

слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и
антонимы к данным словам;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100

слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием
после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть

правильным

типом

читательской

деятельности:

самостоятельно

осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст
на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста,

ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
- понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры

и основное средство человеческого общения, осознание значения русского
языка как

государственного

языка Российской

Федерации, языка

межнационального общения;
- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной

речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
- овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного

языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
- овладеть

учебными действиями с языковыми единицами и уметь

использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.

Содержание учебного курса
1 класс
Речь и её значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса,
громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в
процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу,
данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и
многозначные слова. Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но
разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу
(антонимы). Умение выделить слова-«родственники» среди других слов,
подобрать к данному слову слова«родственники», установить общность их
значения

на

основе

элементарного

словообразовательного

анализа.

Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе
словообразовательного анализа).
Умение

определить

лексическое

значение

многозначного

слова

по

предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы,
антонимы к данному слову. Умение отличить слова- «родственники» от
синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»
сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение.

Простое

предложение

с

точкой,

вопросительным

и

восклицательным знаком.
Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи
между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать

простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в
нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение
составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на
тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно
правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным,
восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста.

Умение отличать текст от отдельных

предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в
тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста,
составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по
заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам.
Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного
текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения.
Слова - выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания,
извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом
конкретной ситуации общения.

2 класс
Техника и выразительность речи
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать
громкость и высоту голоса.
Знание скороговорок.
Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить
тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и
сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение.
Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка:
сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями:
толковым, орфографическим.
Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на
основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое
и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение
сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу,
из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением
при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного
характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять
порядок слов или порядок частей. распространять части предложения,
заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно
читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по
данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной
интонацией, мимикой. знать:
- многозначные

слова,

антонимы,

синонимы,

пословицы,

загадки,

фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные

средства языка: метафоры, сравнения,

олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный; уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.

3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность,
точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп,
тембр,мелодика

речи.

Монолог

и

диалог.Умение

самостоятельно

подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно
прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально
окрашенные.

Знакомство

со

словарём

синонимов.

Изобразительно-

выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать
при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова.
Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Научные слова.
Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового
словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники
пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство
с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова.
Умение

выделять

стилистическую

их

в

тексте, определять

принадлежность.

значение,

Предложение

и

словосочетание Предложение.
Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно
лишние и восстанавливать

употреблённые слова, устранять

недостающие слова, распространять

предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста.
План, виды плана.Стили речи: разговорный и книжный( художественный и
научный).
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять
текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.
Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в
художественном и научном стилях.
Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.
Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с
параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов,
единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности,
извинение.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом
речевой ситуации. знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные

средства языка: метафоры, сравнения,

олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный; уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять

многозначные

слова,

омонимы,

омоформы,

омофоны,

фразеологизмы в тексте.
4 класс
Культура речи.
Основные качества

речи: правильность,

точность, богатство,

выразительность.

Умение совершенствовать (исправлять,

редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными
грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог
и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.

Драматические

импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение
инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова.
Многозначные слова и омонимы.
Каламбуры.
Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью
толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора,
олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и
выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования.
Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили
речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение.

Простое

и

сложное

предложение.

Предложение

со

сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок
слов

и

порядок

частей,

заменять

неудачно

употребленные

слова,

распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное
предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной,

сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения
разных типов. Текст.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые
предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный,
мимический).

Стили

речи:

разговорный,

книжные

(научный,

публицистический, деловой), художественный.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять
текст в заданном стиле.
Типы

текста:

повествование,

описание,

рассуждение,

оценка

действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.
Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки
действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле,
художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.
Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи.
Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная
соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном
значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме,
проводить

лексическое

и

грамматическое

редактирование.

Умение

преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с
однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст
заданной

композиционной

структуры.

Умение

восстанавливать

деформированный текст с опорой на знание композиции и средств
межфразовой связи. знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные

средства

языка:

тропы,

метафоры,

сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:
-

распознавать типы текстов;

-

устанавливать связь предложений в тексте;

-

распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять

простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
-

определять стилистическую принадлежность текстов; определять

средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным
построением в предложение с однородными членами и наоборот.
восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и
средств межфразовой связи.

Тематическое планирование
1 класс
№ п/п

Тема (подтема)

1
2
3
4
5

Речь
Слово
Культура общения
Текст
Проверочная работа

Кол- во
часов
2
15
5
10
1

2 класс

№ п/п Тема (подтема)

Кол-во
часов

1

Слово

13

2

Предложение и словосочетание

3

3

Текст

15

4

Культура общения

3

3 класс
№ п/п

Тема (подтема)

1
3
4

Слово
Текст
Стили речи

Кол- во
часов
16
10
8

4 класс
№ п/п

Тема (подтема)

1
2
3

Слово
Речь. Техника и выразительность речи
Текст

Кол- во
часов
9
6
19

Календарно – тематическое планирование 1 класс

№
п/п
1

Тема урока
Речь.

часы

Формы
деятельности

1

Беседа-размышление. Участие

в

обсуждении .
2

Тише, громче.

1

Познавательная
развитие

игра.

внимания.

Игры

Игра-конкурс

«Мир звуков»

3

Озорные буквы.

1
1

Беседа-размышление.
Активно
диалоге.

4

участвовать

обсуждении

вопросов

в
и

Правильно

формулировать вопросы по

Слова, слова, слова.

теме.

5

Слова играют в

1

прятки.
6
7

Беседа-размышление.
Запоминать толкование новых

Слово и его значение.

1

Прямое и переносное

1

понятий.

значение слова.

8

Многозначные слова.

1

9

Омонимы.

1

Беседа-рассуждение. Ролевые игры.
Запоминать толкование новых
понятий.

10

Синонимы.

1

11

Антонимы.

1

Находить важные, существенные
признаки.

на

12

Тематические группы

1

слов.
13

Наш цветной мир.

14

Что на что похоже

Ответы на вопросы.
1
1

Устный ответ. Ответы на вопросы.
Минисообщения.

1
15

Ролевые игры.

Голоса природы.

Беседа-размышление.

Просмотр

видеофрагментов.

Участие

обсуждении вопросов.
16

Проверим себя КВН.

1

КВН «Да здравствует слово!»

17

Культура речи.

1

Ролевые

18

Вежливые слова.

1

19

Пословицы.

1

в

игры.

Использовать

речи «вежливые» слова.

Беседа-размышление.
Установление
следственных
предметами,

причинносвязей

между

явлениями,

событиями.
20

Учимся рассуждать.

1

Игры и упражнения на развитие

21

Рассуждаем.

1

памяти, речи.

22

Текст.

1

Тренировка навыков употребления в

23

Типы текста.

1

речи образных выражений

24

Заглавие текста.

1

объяснении фразы.

25

Тема текста.

1

26

Словарные слова.

1

Устный ответ. Ответы на вопросы.

Опорные слова.

1

Беседа.

27

Обозначать

при

по-своему

алгоритм решения проблемы.

28

Мы строим текст.

1

Групповая работа. Активное участие в

29

Работа с текстом.

1

диалоге.

30

План текста.

1

План.

1

Работа в группах. Построение устного
сообщения о проделанной работе,

31

выбор различных средств наглядности
при выступлении.

32

33

Проверим себя.

1

Тестирование. Самостоятельное
выполнение теста.

Игра «Остров

1

Знаний».

Интеллектуальные

игры.

Активное

участие в играх.

Календарно – тематическое планирование 2 класс

№
п/п

Тема урока

Коли

Формы

чество

деятельности

часов
Слово – 13 ч.
1

Слово. Значение

1

КВН «Да здравствует слово!».

слова.
2

Многозначные слова.

1

Беседа-рассуждение.

3

Омонимы

1

толкование новых понятий.

4

Омофоны, омоформы

1

Мини-выступления. Учится работать

5

Синонимы

1

со

6

Антонимы

1

информации.

7

Фразеологизмы

1

Работа в группах. Презентация

8

Фразеологизмы

1

«Словаря
Тренировка

(обобщение)
9

Фразеологизмы
(закрепление)

словарём,

1

как

Запоминать

источниками

фразеологизмов».
навыков

употребления в речи образных

выражений

при

объяснении

фразы.

10
11

12

Пословицы

Викторина «Русские пословицы
и поговорки от А до Я».

Загадки

1

Презентация альбома загадок.

Изобразительные

1

Беседа-рассуждение.

средства языка.

Запоминать толкование новых

Сравнение.

понятий.

Изобразительные
13

1

1

Самооценка:

рефлексивные

средства языка.

умения,

Олицетворение.

коммуникативные

поисковые

умения,
умения.

(навыки общения).
Предложение и

Работа

в

группах.

словосочетание – 3 ч.

Редактирование

простого

14

15

Связь между

1

предложениями в

порядок

тексте

частей,

Связь между частями

1

Работа с

исправлять

слов

или

порядок

распространять

части

предложения, заменять неудачно
употреблённые слова.

текста

16

предложения:

1

деформированным
текстом

Текст - 15 ч.
17

Текст. Тема текста.

1

Заглавие.

Беседа.
Работа в группах.

18

Текст. Опорные слова.

1

Упражнять

19

Текст. Опорные слова.

1

текста

в

выделении

опорных

слов

из
и

составлении

рассказа

по

опорным словам.
20

Проверим себя.

1

Тестирование. Самостоятельное
выполнение теста.

21

План.

1

Письменная

22

Виды плана

1

Самостоятельная

23

План .Составление

1

последующей проверкой. Рассказ

работа

с

о результатах своей работы.

плана.
Составляем план
24

работа.

1

(Уметь

определять

основную

мысль текста. Уметь составлять

текста.

планы различных видов.)
Редактирование
25

1

текста

Практическая

работа.

Редактировать текст с точки
зрения лексики и грамматики.

26

Типы текста.

1

27

Описание

1

Работа в группах. Уметь

28

Текст – сравнительное

1

интонационно правильно
читать

описание
29

Типы текста.

1

30

Типы текста.

1

31

Рассуждение

1

32

тему

сравнение, сходство

и

различие текстов.
.

Культура общения - 3 ч.
на

предложения разных типов.
Наблюдает, осуществляет

Повествование

Сочинение

(произносить)

Творческая

мастерская.

«Мой выходной

Самостоятельная

работа

день»

последующей

1

с

проверкой.

.Сочиние по данному началу и
опорным
наблюдениям.

словам,

по

33

Повторение

Игротека «Мы говорим

1

пройденного
Материал для
34

правильно»
Занятие-отчет «Наши

1

КВН,

выступления».

викторин,
конкурсов.

Календарно – тематическое планирование 3 класс

№
п/п

Тема урока

Коли

Формы

чество

деятельности

часов
Слово – 16 ч.
1

Многозначные слова.

1

Познавательная

2

Омонимы, омоформы

1

беседа. Игра.

1

Презентация

омофоны.
Фразеологизмы.

фразеологизмов».

3

«Словаря
Конкурс

рисунков.
4

Сравнения.

1

5

Олицетворение.

1

Познавательная беседа. Работа с

Изобразительно-

1

устоявшимися словосочетаниями.

6

выразительные средства

Систематизировать полученные

языка. Эпитеты.

знания.

Слова нейтральные и
7

эмоционально
окрашенные.

1

8

Откуда приходят слова.

1

Практическая работа. Работа в
группах.

9

Этимология.

1

Практическая работа.

10

Как тебя зовут?

1

Занятие-отчет «Наши

11

Мое имя.

1

выступления».

12

Наши фамилии.

1

Презентация «Справочника слов».
Просмотр мультфильма.

13

Топонимы.

1

Игротека «Мы говорим
правильно»

14

15

16

Устаревшие слова.

1

Познавательная беседа. Игра.

Сочинение по картине

1

Творческая мастерская.

В.М. Васницова

Знакомить

«Богатыри».

сочинения – описания картины.

Проверочная работа.

1

с

написанием

Занятие-отчёт «Наши
выступления».

Текст – 10 ч.
17

18

Типы текстов.

1

Беседа.

Знакомим

с

разными

Темы текстов. Опорные

1

типами текстов и их признаками,
совершенствовать

слова.

навыки

определения опорных слов.
19

Связь предложений в

1

тексте.
20

правильно».

Цепная связь

1

предложений в тексте.
предложений

Обсудить понятие

цепной

связи предложений в тексте.

Цепная связь
21

Игротека «Мы говорим

1
в

тексте.(закрепление)
22

Параллельная связь
предложений в тексте.

1

Обсудить

параллельную

предложений в тексте.

связь

Сочинение

по

картине

1

В.Е.
23

Творческая мастерская.
Написание сочинения – описания
картины (правильно определять и

Маковского «Свидание».

употреблять

связь

между

предложениями в тексте).
24

Единый временной план

1

текста.
Единый

временной

1

временной

план в текстах с цепной и
параллельной

план

связью

предложений.

текста(обобщение)

26

работа.

Исследовать единый временной

25
Единый

Практическая

1

план

Работа в группах. Определить
типы

текста;

уметь

находить

глаголы в тексте и определять их

текста(закрепление)

время.
Стили речи – 8 ч.
27

Стили речи.

1

Практическая работа.

Стили речи(закрепление)

1

Различать тексты в разговорном
стиле и в книжном.

28

29

Культура общения.

1

Работа в группах. Практическая

30

Культура

1

работа

общения(закрепление)

«Строим диалог».

31

Научный стиль.

1

Работа в парах.

32

Научный

1

Работа с текстом.

Словари.

1

Презентация «Справочника слов».

Проверь себя.

1

Занятие-отчёт «Наши

стиль(закрепление)
33
34

выступления».

Календарно – тематическое планирование 4 класс

№
п/п

Тема урока

Коли

Формы

чество

деятельности

часов
Слово – 9 ч.
1

Омонимы,омофоны,

1

Беседа.

омоформы,

Различать многозначные слова;

Каламбуры.

уметь находить выражения с
прямыми значениями слов.

2

Фразеологизмы.

1

Познавательная

3

Фразеологизмы

1

беседа.

(закрепление)
4

Диалектизмы.

1

Исследовательская конференция.

5

Сравнение,эпитеты,

1

Беседа. Навыки употребления

олицетворение.

изобразительно

-

выразительных

средств в устной речи.

6

Метафора.

1

Беседа.Роль метафоры в
художественном тексте.
Определение выражений с
метафорой.

7

Пословицы
Афоризмы.

и поговорки. 1 Викторина «Русские
и
поговорки от А до Я

пословицы

8

Сочинение по пословице.

1 Беседа. Уместно употреблять
пословицы в речи.

9

Анализ

сочинений

по 1 Анализ.

пословицам.

Раскрывать

смысл

пословицы через составление текста
по аналогии

Речь. Техника и выразительность
речи – 6 ч.
10 Художественный
стиль.

1 Составлять текст в художественном
Общее

понятие.
11 Сочинение – пейзажная
зарисовка.
12 Рифма.

стиле. Подбирать образные средства
для написания сочинения.
1 Урок – практикум. Составлять текст
в художественном стиле.
1 Конкурс. Определять стихи,
определенный ритм.

13 Диалог и монолог.

1 Практическая

работа

«Строим

диалог». Диалог и монолог как
форма речи.
14 Драматические
импровизации.
15 Драматические
импровизации.(закрепление)

1 Групповая работа.
Инсценирование.
1 Знакомство с пьесой.
Трансформировать

рассказ в

пьесу. Инсценировка по отрывку из
повести «Витя Малеев в школе и
дома».
Текст – 19 ч.

16 Композиция

текста. 1 Познавательная беседа.

Основные

элементы

композиции.
17 Композиция.

Работа

с 1 Практическая работа.

деформированным текстом.

Деформированный

текст.

Определять стиль, тему, основную
мысль текста. Композиция текста.
18 Творческая работа.

1 Познавательная беседа. Игра.

19 Сочинение – миниатюра в 1 Презентация творческих
художественном стиле.

работ.

20 Творческая работа.

1 Письмо

сочинения

«наоборот».

21 Творческая

1 Сочинение сказки по опоре.

работа.(закрепление)
22 Публицистический стиль.

1 Познавательная беседа.

23 Газетно –

1 Списывание текста.

публицистический стиль.
24 Газетно –

Написание конспекта статьи.
1 Деловая игра.

публицистический
стиль.(закрепление)
25

«Вёрстка газеты».

1

26

Официально – деловой

1

Написать деловой документ.

1

Составление конспекта.

1

Урок

стиль.
27

Тезисы.
Конспект.

28

Аннотация.

–

составления

практикум.

Правила

аннотации

прочитанной книге

к

29

Я пишу письмо.

1

Урок – практикум. Знакомство с
особенностями

эпистолярного

жанра.

30

Личный

1

дневник.
31

Творческая мастерская. Важность
Как ведения личного дневника.

Сочинение

любимые

1

«Мои

Урок – отчёт. Выбирать любимых
поэтов, любимые стихи.

стихи».
32

Сочини

для

1

сценарий

Составление мультфильма

мультфильма.

33

Конкурс

на

(диафильма).

название

1

лучшее

Конкурс. Групповая работа.
Оформление своих исследований в

конфет.
34

Групповая работа.

виде презентации.

Обобщение.

1

Занятие-отчет «Наши
выступления».

Контроль и оценка планируемых результатов
Текущий
•

Прогностический - проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения

•

Пооперационный

-

контроль

за

правильностью,

полнотой

и

последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
•

Рефлексивный, контроль обращѐнный на ориентировочную основу, план
действия , опирающийся на понимание принципов его построения;

•

Контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом
сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом

Итоговый контроль в форме:
•

Тестирования

•

Практической работы

•

Творческих работ учащихся

•

Проекты

ИКТ поддержка курса.
Короткое описание идеи информатизации курса:
• поиск информации,
• компьютерный сбор и анализ информации,
• создание и проведение мультимедиа выступлений,
• компьютерное тестирование,
• проектирование и конструирование,
• погружение в языковую среду,
• отработка технических навыков,
• создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным

художественным текстам (рисунков , аудио- и видео- фрагментов),
• создание плана текста с добавлением графических объектов.


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».