Приложение к ООП, АООП Программа курса внеурочной деятельности Наш дружный класс 3-4 кл. 2022г.

Приложение к ООП, АООП
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8»

Принят:
решение педсовета
от29.08.2022 г.
протокол №1

Утверждён:
приказом директора
МАОУ ПГО «СОШ №8»
№182/4 – Д от 29.08.2022 г.
Директор ________ О.С. Петрова

Программа курса
внеурочной деятельности
«Наш дружный класс»

Полевской
2022

1. Комплекс основных характеристик образования при реализации программы
курса внеурочной деятельности «Наш дружный класс»
1.1 Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных
документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
-Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ
ПГО «СОШ №8»
-Устав МАОУ ПГО «СОШ №8»
-Положение о внеурочной деятельности МАОУ ПГО «СОШ №8»
Коррекционно-развивающая программа «Наш дружный класс» направлена на
повышение

сплочённости

группы

через

снятие

барьеров

межличностного

взаимодействия у младших школьников. Данная программа может использоваться как
для коррекции межличностных отношений в группе, так и для развития детской
сплоченности, т.е. нести не только коррекционные функции, но и развивающие.
Следует помнить о том, что развитие личности неразрывно связано с коллективом, в
котором она взаимодействует. Личность зависит от структуры сложившихся в группе
деловых и межличностных отношений. В любом коллективе может возникать вопрос,
связанный с групповой сплоченностью.
Сплоченный коллектив является залогом успеха любого мероприятия. Отсутствие
взаимной поддержки, неумение взаимодействовать друг с другом, работать в команде
негативно сказывается на детском коллективе, т.к. у детей не формируются
межличностные отношения не только со сверстниками, но и с детьми других возрастов.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его
общение со сверстниками. От того, как складываются эти отношения, во многом
зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки,
становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет
относиться к окружающему миру.

В

любом учебном коллективе возникает вопрос, который связан

со

сплоченностью его членов. Вопрос этот очень важен потому, что от уровня развития
коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность дальнейшей работы
класса, а также психологический комфорт каждого из его членов.
Поэтому, перед школьным психологом возникает необходимость практического
решения актуальной проблемы – формирование коллектива, сплочение его членов,
предупреждение и преодоление разногласий между детьми.
Программа «Наш дружный класс» направлена на развитие коммуникативных
качеств учащихся, повышение сплоченности класса, развитие коллектива как
целостного группового субъекта.
Актуальность предлагаемой программы, таким образом, заключается в том, что
создаются все необходимые условия для:
- совершенствования навыков общения;
- повышение уверенности в себе;
- снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия;
-получение большего объёма информации о положительных коммуникативных и
личностных качествах друг друга, используются упражнения, побуждающие обращать
внимание на положительные
качества непопулярных детей, что в сою очередь влияет на повышение сплочённости
группы.
При создании данной программы использовалась научно-популярная литература,
дополнительные развивающие программы, Мардер Цветной мир, групповая АРТтерапия, Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства, Фопель К. Сплоченность и
толерантность в группе, Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг
и т.д.
Цель программы: способствовать сплочению классного коллектива.
Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата в классе;
- помочь ученику найти свое место в коллективе, осознать свою роль,

функцию в группе;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение детского коллектива;
- профилактика конфликтного поведения в коллективе;
- развитие уважительного отношения между членами коллектива.
1.2 Объем курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана для обучающихся 4 класса. На 1 год обучения (по часу в неделю,
34 часа в год).
1.3 Принципы, реализуемые в программе курса внеурочной деятельности:
- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в
игры, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют
действия других участников;
- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом
интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них,
равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг
друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в
угол» и т.п.);
- принцип конфиденциальности: «психологическая
уменьшает риск психических травм участников.
1.4 Планируемые результаты:
 овладение младшими школьниками умениями и навыками эффективного
взаимодействия;
 улучшение социально-психологического климата класса;
 повышение социального статуса отдельных учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Метапредметными результатами изучения курса "Наш дружный класс" является
формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:


Определять цель деятельности с помощью психолога и самостоятельно.



Учиться совместно с педагогом-психологом, обнаруживать и формулировать
нравственную проблему.



Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.



Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её
проверки.



Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.



Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога.



Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.



Средством формирования этих действий служит технология оценивания
коммуникативных достижений

Познавательные УУД:


Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения задач.



Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.



Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.

Коммуникативные УУД:


Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).



Слушать и понимать речь других людей.



Вступать в беседу во внеурочной деятельности.



Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного
чтения.



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Самоорганизация


Самоорганизация
деятельности

-

детей

сложный
вместе

и
с

длительный

процесс

взрослыми

через

последовательной

решение

постоянно

усложняющихся жизненных задач, поэтому в работе с детьми исхожу из понятий
"сам", "самостоятельно". Самостоятельность - качество сложное, оно выражается
в свободе от внешних влияний и принуждений. Это, по мнению педагогов и
психологов, способность подчинять свое поведение собственным взглядам,
готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.


Воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, ответственности и
исполнительности. Развитие представления о чувстве собственного достоинства,
об индивидуальных особенностях человека.



Формирование духовно-нравственных ориентиров.



Воспитание

своих

моральных

качеств,

формирование

потребности

самовоспитания. Развитие умений понимать себя, свой внутренний мир.


Формирование у учащихся культуры деятельности. Развитие навыков культуры
общения (выполнение норм и правил общения со взрослыми и сверстниками,
основанных

на

уважении

и

доброжелательности,

с

использованием

соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое
поведение в быту, в общественных местах).
Способы проверки ожидаемых результатов
 метод наблюдения

 анкета для изучения психологического климата в классе
Формы проведения итогов дополнительной образовательной программы
 выполнение творческих заданий (оформление открыток-пожеланий, совместный
коллаж)

2.

Организационно-педагогические условия реализации программы курса

внеурочной деятельности «Наш дружный класс»
2.1 Учебно-тематическое планирование
№

Тема мероприятия

Цели и задачи

п/п
1

Количество
часов

«Сплочение»

Сплочение. Установление

1

положительного контакта
между детьми
2

«Становление

Сплочение, установление

команды»

доверительного контакта

1

между детьми.
Научить работать в
команде, оказывать
поддержку друг другу.
3

«Давайте

Научить договариваться

договоримся!»

- Научить согласовывать

1

свои действия друг с
другом.
4

«Угадай мимику!»

Развитие партнерских

1

отношений, взаимопомощи.
Научить использовать
мимику, пантомимику в
общении.
5

«Поможем друг другу»

Сплочение, формирование
единства.
Развитие внимания друг к
другу, социального доверия.
Развитие внимательности,
эмпатии, умение

1

чувствовать настроение
другого человека.
6

«Есть контакт!»

Научить работать в

1

команде, внимательно
слушать друг друга.
Сплочение, установление
доверительного контакта
между детьми.
7

«Весело? Весело!»

Научить договариваться.

1

Создание положительного
эмоционального фона.
8

«Угадай по

Научить использовать

интонации»

мимику и жесты в общении.

1

Учить работать в команде,
понимать интонацию
говорящего.
9

«Сказочная история»

Научить сосредотачиваться

1

на слуховой информации,
подчинять свои желания
общим интересам.
10

«Классный позитив»

Научить сосредотачиваться

1

на слуховой информации,
научить согласовывать свои
действия с другими
людьми, сплочение
коллектива Создание
эмоциональноположительного фона.
11

«Кто я такой»

Самопознание,
формирование первичных
навыков самоанализа,

1

развитие знаний о
положительных и
отрицательных качествах
характера человека.
12

«Я твой друг, и ты –
мой друг

Научиться согласовывать

1

свои действия с действиями
своих товарищей.

13

«Я среди друзей»

Развитие партнерских

1

отношений, взаимопомощи.
14

«Наш дружный класс»

Научиться договариваться,

1

согласовывать свои желания
с общими интересами
группы.
15

«Мы разные, но мы
вместе»

16

Сплочение, формирование

1

единства в коллективе.

«Человек без друзей,

Развитие внимательного

что дерево без корней»

отношения друг к другу,

1

социального доверия.
17

«От улыбки станет
всем светлей»

Развитие внимательности,

1

эмпатии, умения
чувствовать настроение
других членов группы.

18

«Дотронься до
счастья»

Создание положительного
эмоционального фона.
Научиться
сосредотачиваться на
слуховой информации.
Взаимодействовать в
группе.

1

19

«Вместе - мы

Научить работать в

команда»

команде, оказывать

1

поддержку друг другу.
20

«Все вместе»

Научиться согласовывать

1

свои действия с действиями
своих товарищей.
21

«Вот тебе моя рука»

Развитие партнерских

1

отношений, взаимопомощи.
22

"Понимаем ли мы друг
друга?"

Научиться договариваться,

1

согласовывать свои желания
с общими интересами
группы.

23

«Я+ТЫ=МЫ»

Сплочение, формирование

1

единства в коллективе.
24

«Спрячь обиду»

Развитие внимательного

1

отношения друг к другу,
социального доверия.
25

«Аплодисменты другу»

Развитие внимательности,

1

эмпатии, умения
чувствовать настроение
других членов группы.
26

«Давайте говорить
друг другу
комплименты»

Создание положительного

1

эмоционального фона.
Научиться
сосредотачиваться на
слуховой информации.
Взаимодействовать в
группе.

27

«Мирись, мирись,
больше не дерись!»

Обучение выявления
стратегии поведения в

1

конфликте, помогающие
находить правильный выход
из конфликтных ситуаций.
28

«Рука друга»

Совершенствование

1

навыков общения,
повышение уверенности в
себе, снятие барьеров и
страхов в процессе
межличностного
взаимодействия.
29

«Радуга настроения»

Командное взаимодействие,

1

упражнения на снятие
напряжения с элементами
Арт-терапии
30

«Понимаем ли мы друг
друга»

Упражнения, дающие

1

возможность детям
самостоятельно
проанализировать
состояние
взаимоотношений в группе.

31

"Вот тебе моя рука"

Развитие и углубление

1

дружеских отношений в
группе с помощью
побуждения проявлять
реальный активный интерес
к жизни и делам своих
друзей.
32

«Мостики дружбы»

Сплочение, формирование
единства.

1

33

«Гармония»

Закрепление

1

коммуникативных навыков,
умения взаимодействовать,
развитие эмпатии и
рефлексии.
34

Заключительное
занятие. «Я желаю
тебе»

Закрепление полученных
умений и навыков.

1

3. Список литературы
1. Асмолов А.Г. Бумеранская Г. В., Володарская И.А. и др. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. - 151с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное
пособие. М., 1999.
4. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения - Новосибирск - 1999.
5. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и
коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. - М.: УЦ
"Перспектива",2002.
6. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание
школьников. М.: Просвещение, 2002-2007. - №1-9.
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001.
8. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2001.
9. Родионов В.А. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.
10. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999
11.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и
коррекционные программы. М.: Новая школа,1995. - 144с.
12.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо, 2010. – 176 с.
13.Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические
задания. М.: Просвещение, 2010. - 68с.
14.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной
работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108с.
15.Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного
возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – С.14-36.
16..Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения - М.- 2001
17.Электронный ресурс: URL: http://met-ps.ucoz.ru/


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».