Приложение к ООП, АООП Программа дополнительного образования Нескучай-ка 2022г.

Приложение к ООП, АОПП
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8»

Принят:

Утверждён:

решение педсовета

приказом директора

от29.08.2022 г.

МАОУ ПГО «СОШ №8»

протокол №1

№182/4 – Д от 29.08.2022 г.
Директор ________ О.С. Петрова

Программа дополнительного образования
«Нескучай-ка»

г. Полевской
2022
1

Содержание
1.
КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ « НЕСКУЧАЙ-КА»............. 1
1.1 Пояснительная записка .................................................................................................... 3
1.2 Объем дополнительной образовательной программы «Нескучай-ка». ...................... 4
1.3. Содержание дополнительной образовательной программы «Нескучай-ка» ( .......... 5
1.4.

Планируемые

результаты

реализации

дополнительной

образовательной

программы «Нескучай-ка» ......................................................................................................... 5
2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НЕСКУЧАЙ-КА»............. 7
2.1. Учебный план дополнительной образовательной программы ................................... 7
2.2. Формы учета знаний, умений ......................................................................................... 8
Модуль «Приключение листочка» ....................................................................................... 9
Модуль «Мастерская Деда Мороза» .................................................................................. 14
Модуль «Сундучок Гарри Поттера»................................................................................... 19
Модуль «В гостях у хозяйки Медной горы» ..................................................................... 24

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НЕСКУЧАЙ-КА»
1.1 Пояснительная записка
Воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов
образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами
воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у
обучающихся ключевых компетенций, гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности
к успешной социализации в обществе. Именно сейчас дети должны быть вовлечены в
исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе
которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг
другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность
предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового
поколения, в котором прописаны цели, стоящие перед школьным образованием – это
воспитание,

социально-педагогическая

поддержка,

развитие

высоконравственного,

ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому
ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Объединение комплектуется из
обучающихся 1-4 классов.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то
есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном
уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Значимость реализации дополнительной образовательной программы «Нескучай-ка»
проявляется в развитии умений и совершенствовании навыков коммуникативной
деятельности, в раскрытии творческих способностей обучающихся, индивидуальности.
Востребованность программысостоит в том, что занятия в кружке позволяют
существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать
свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом,
тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди
школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений,
материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным
творчеством учащимся начальной школы.

3

Актуальность

данной программы состоит в том, что способствует более

разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда
удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Новизна этой программы в том, что она раскрывает перед ребёнком многогранные
возможности

декоративно-прикладного

творчества;

приобщает

к

большому

и

разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими
сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Цель: - создание условий для развития личности, способной к художественному
творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в
художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
1. Обучающая
 закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового
обучения,

изобразительного

искусства,

природоведения,

литературы,

способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
 обучение умению планирования своей работы;
 обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств
различных материалов;
 обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам
самостоятельной разработки поделок
 знакомство обучающихся с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного творчества.
2. Воспитательная
 воспитание уважения к труду и людям труда;
 формирование чувства коллективизма;
 воспитание аккуратности;
 экологическое воспитание обучающихся;
 развитие любви к природе.
3. Развивающая
 развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
 развитие образного мышления и воображения;
 создание условий к саморазвитию учащихся;
 развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
1.2 Объем дополнительной образовательной программы «Нескучай-ка».
4

Программа рассчитана на детей с 7 до 11 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1
часу. Продолжительность занятия 40 минут.
Программа содержит в себе 4 модуля:
1. «Приключения листочка» (первый год обучения)
2. «Мастерская Деда Мороза» (второй год обучения)
3.

«Сундучок Гарри Поттера» (третий год обучения)

4. «В гостях у хозяйки Медной Горы» (четвертый год обучения)

1.3. Содержание дополнительной образовательной программы «Нескучай-ка» (270
часов)
Модуль 1. «Приключения листочка» (66 часов)
Представление. Техника безопасности. Работа с природным и бросовым материалом.
Конструирование игрушек.
Модуль 2. «Мастерская Деда Мороза» (68 часов)
Представление. Техника безопасности. Бумагопластика

(оригами,

киригами,

квиллинг).
Модуль 3. «Сундучок Гарри Поттера» (68 часов)
Представление. Техника безопасности. Изготовление кукол (папье-маше, матрешка,
мотанка).
Модуль 4. «В гостях у хозяйки Медной Горы» (68 часов)
Представление. Техника безопасности. Работа с тканью (ручная вышивка, вязаные
игрушки, пэчворк).
1.4. Планируемые результаты реализации дополнительной образовательной
программы «Нескучай-ка»
В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием
разнообразных видов (игровой, художественной) трудовой деятельности, учащиеся
получают стимул для общего творческого развития. Развивается их коммуникативная
культура, формируются ценностные ориентиры, вырабатывается дружелюбное отношение
к людям, к Родине, к природе.
Обеспечивается

целенаправленная

работа

на

достижение

личностных,

метапредметных и предметных результатов в начальной школе, обозначенных ФГОС.
Личностные

результаты

должны

отразиться

в

сформированности

системы

ценностных отношений, обучающихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном
процессе.
 Проявлять интерес к работе с различным материалом;
 Иметь представление о себе и своих возможностях, что получилось хорошо, а что
плохо;
5

 Использовать полученные знания при изготовлении самостоятельных изделий.
Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как
в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях».
 Оформлять свою речь в устной форме;
 Читать и понимать прочитанное;
 Анализировать, сравнивать, группировать различные приемы изготовления
поделки;
 Уметь работать в паре, чередуя роли исполнителя и контролера.
Предметные результаты изучения данной программы также полностью соответствуют
ФГОС начального общего образования.

В концепции ФГОС второго поколения под

предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов
социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений
и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
 Слушать и понимать речь других;
 Сравнивать и группировать предметы природного материала по нескольким
основаниям;
 Определять в каких источниках можно найти дополнительную информацию.
Воспитательные результаты дополнительной образовательной программы «Нескучайка»:
Первый уровень результатов: приобретение социальных знаний о ситуации
межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов: получение школьниками опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа,
мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов: получение школьниками опыта самостоятельного
общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, творческие
работы).
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий
 познавательная, творческая, общественная активность;
 самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
 умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
 коммуникабельность;
 уважение к себе и другим;
 личная и взаимная ответственность;
 готовность действия в нестандартных ситуациях.
6

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НЕСКУЧАЙ-КА»
2.1. Учебный план дополнительной образовательной программы
№

Темы

Количество часов
1 кл.

Модуль 1

"Приключение

листочка"

2 кл.

3 кл.

4 кл.

66

1

Представление.

1

2

Техника безопасности.

2

3

Работа с разным материалом.

61

4

Итоговое занятие.

2

Модуль 2

68

"МастерскаяДедаМороза"
1

Представление.

1

2

Техника безопасности.

3

3

Бумагопластика.

62

4

Итоговое занятие.

2

Модуль 3 "Сундучок Гарри

68

Поттера"
1

Представление.

1

2

Техника безопасности.

3

3

Изготовление кукол.

62

4

Итоговое занятие.

2

Модуль 4 "В гостях у хозяйки

68

Медной горы"
1

Представление.

1

2

Техника безопасности.

3

3

Работа с тканью.

62

4

Итоговое занятие.

2

Итого:

66

68

68

68

7

2.2. Формы учета знаний, умений
 Составление альбома лучших работ;
 Проведение выставок работ учащихся:
вклассе,
вшколе;
 Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах;
 Защита проектов;
 Творческий отчет руководителя кружка на педсовете;
 Проведение мастер-классов;
 Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8
марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
 Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, «Подарок осени» для 3-4 кл., «Я и
мама рукодельницы»).

8

Модуль «Приключение листочка»
В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, ниточная страна, остров
ненужных вещей, роспись, лепка, работа с тканью, работа с бисером, работа с природным
материалом, вязание крючком, творческий проект, выставки, экскурсии, праздники.
Дети должны знать: связь времен в народном искусстве; место и роль декоративноприкладного искусства в жизни человека и общества в различные времена; виды материалов,
используемых в работе; особенности народного искусства своего края; технику безопасности
работы с инструментами; технологию изготовления поделок; свойства и сорта бумаги и основные
приемы работы с ней.
Должны уметь: как подготовить материал к работе; правильно пользоваться материалами и
инструментами и содержать их в определенном порядке; в точной последовательности выполнять
задания при составлении декоративных композиций; выполнять поделки, как по образцу педагога,
так и по собственному замыслу; при работе с бумагой складывать по образцу в определенной
последовательности, вырезать части и декоративные элементы, склеивать их, скреплять на
поверхности поделки; подбирать бумагу по фактуре и цвету; оценивать свою работу и работу
товарища.
Формы проведения занятий
В

процессе

занятий

используются

различные

формы

занятий:

традиционные,

комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и
другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций), наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
9

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды деятельности:
 игровая деятельность;
 изобразительная деятельность;
 проектная деятельность;
 выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Способы определения результативности реализации программы
В результате обучения по данной программе учащиеся:
 научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом,
цветными нитками, глиной, папье-маше, освоят новую технику – декупаж;
 научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
 будут создавать композиции с изделиями;
 разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
 мелкую моторику рук и глазомер;
 художественный вкус, творческие способности и фантазию;
 овладеют навыками культуры труда;
 улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
 получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
 узнают о народных промыслах.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для организации занятий используется кабинет труда и изо (оборудование: стол
учительский, столы ученические, стулья, шкафы для учебно-наглядных пособий, доска
школьная, компьютер, принтер).

10

Учебно-тематический план
№ п/п

Количество

Модуль 1 «Приключение листочка»

часов

1 класс (66 часов)
1.

Вводное занятие

1

2.

Материалы, инструменты, техника безопасности

2

3.

Изготовление простейших сувениров и игрушек из бросового
материала

15

4.

Работа с природным материалом

15

5.

Чудесные поделки из бумаги

15

6.

Конструирование конусных игрушек из бумаги

16

7.

Итоговое занятие

2

Содержание модуля
1. Вводное занятие. Начало творческого пути.
Знакомство воспитанников с целями, задачами и содержанием данного предмета. Значение
труда в жизни человека. Показ иллюстраций и некоторых готовых поделок. Беседа о
многогранности и разнообразии прикладного искусства.
Практическая работа.
Выполнение поделок на свободную тему с целью выявления среза знаний и умений.
2. Материалы, инструменты, техника безопасности.
 Ознакомление с оборудованием мастерской, организацией рабочего места, инструментами,
приспособлениями;
 Правила техники безопасности (оказание первой необходимой медицинской помощи);
 Экскурсия на выставку Декоративно-прикладного творчества;
3. Изготовление простейших сувениров и игрушек из бросового материала.
 Беседа об экологии окружающей среды;
 «Вторая жизнь упаковочных предметов»;
 «Что? Из чего? Как?»;
 Разнообразие формы, цвета, материала;
 Методы и

способы изготовления сувениров, игрушек

из

бросового материала.

Практическая работа
Подбор подручных материалов для изготовления поделок (спичечные коробки, картонные
коробки, тюбики из-под зубной пасты, духов, конфет, чая, упаковка от киндер- сюрприза, пустые
пластиковые бутылки, старые пластинки и т.д.)
11

Изготовление различных животных, птиц, насекомых, рыб, цветов, самолетов, автомобилей,
яхт с использованием различных видов бумаги.
4. Работа с природным материалом.
 Экскурсия;
 Беседа «История возникновения икебаны»;
 Основные положения японского искусства. Аранжировка цветов;
 основные приемы и требования к стилю икебаны;
Практическая работа.
 в композиции в стиле икебана используют перья, сухие листья, сухие плоды, сухие семена,
мох, корни;
 способы закрепления цветов в плоских сосудах;
 симметрия и асимметрия в составлении икебаны;
 сравнение икебаны в японском стиле (иллюстрации) со своими работами;
 сборка цветов и сборка икебаны в соответствии с принципами стиля.
5. Чудесные поделки из бумаги.
 Характеристика видов бумаги.
 Основной материал - бумага ярких цветов и различного качества.
 Способы окраски бумаги.
Практическая работа.
 Составление тематических, декоративных композиций.
 Изготовление основы (используя приемы аппликации).
 Изготовление и художественное оформление фигурок из цветной бумаги.
 Изготовление композиций с цветами, птицами, рыбками, домашними и дикими
животными, насекомыми.
 Итоговое занятие «Сказочная полянка» (беседа о значении животного и растительного
мира в жизни человека).
6. Конструирование конусных игрушек из бумаги.
 Беседа на тему: «Путь бумаги»
 Знакомство с геометрическими фигурами (конусом, кругом, треугольником).
 Навыки и приемы конструирования конусных игрушек.
 Выполнение операций: разметка, вырезание, склеивание и оформление.
 Работа с ножницами, циркулем, клеем.
Практическая работа.
 Характеристика конусных игрушек;
 Знакомство с техникой выполнения;
 Применение шаблонов;
12

 Рассматривание наглядных пособий;
 Загадки;
 Изготовление конусных игрушек по сюжетам русских народных сказок (мышки, лисы,
волка, зайца, медведя, петушка и т.д.).
7. Итоговое занятие:
 выставка различных персонажей, показ кукольного спектакля «Теремок».
Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома (экспериментальный
учебник для нач. школы).
2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги М. Просвещ. 1992г.
3. Богатеева З.А. Мотивы народного орнамента в детской аппликации. М. Просвещ. 1986г.
4. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент. 1988г.
5. Гибсон Рей. Наши руки не для скуки М. Росмен. 1997г.
6. Гусакова М.А. Аппликация. М. Просвещ. 1987г.
7. Игрушки из бумаги, около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. С-Петерб.
1997г.
8. Коношева Н.П. Вторая жизнь вещей. М. Просвещ. 1993г.
9. КудаковаJI.B. Конструирование и ручной труд. М. Просвещ. 1990г. Лебедева Л.И.
10. Умелые руки не знают скуки. Изд-во Малыш М. 1988г. Ляукина М.
11. Бисер, основы художественного ремесла М. АСТ-Пресс 1988г.
12. Максимова М. Кузьмина М. Вышивка. Эксмо 1997г.
13. Майорова И.Г. Романина В.И. Дидактический материал по труду. М.Просвещ. 1986г.
14. Новые самоделки из бумаги, 94 современные модели М.Мерус 1995г.
15. Полянская О. Шью, вяжу и вышиваю. М.Малыш 1989г.
16. Фомичева Э.А. Начинаем вязать крючком. М.Просвещ. 1991г.
Литература для детей и родителей.

1. Журнал «Ксюша»
2. О.Маракаев. «Первый букет», - Ярославль: Академия развития», 1999 г.с.194.
Интернет-ресурсы
1. Stranamasterov.ry
2. Podarokhandmade.ry

13

Модуль «Мастерская Деда Мороза»
В программу включены следующие разделы: работа с бумагой и картоном, бумагопластика,
оригами, работа с разными материалами.
По окончанию второго года обучения дети должны знать: правила техники безопасности с
колющимися и режущимися инструментами; виды мозаики; принципы составления композиций;
основы гармоничности цветовых сочетаний; особенности оформления поделок.
Должны уметь: анализировать, оценивать свою работу и работу других ребят; пользоваться
инструментами и приспособлениями; подбирать материалы для поделок; пользоваться схемой,
инструкционной картой, эскизом; составлять сюжетные композиции и разрабатывать к ним
шаблоны; аккуратно и последовательно выполнять работу, воплощая в жизнь задуманное.
Формы проведения занятий
В

процессе

занятий

используются

различные

формы

занятий:

традиционные,

комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и
другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций), наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды деятельности:
 игровая деятельность;
 изобразительная деятельность;
 проектная деятельность;
14

 выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Способы определения результативности реализации программы
В результате обучения по данной программе учащиеся:
 научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом,
цветными нитками, глиной, папье-маше, освоят новую технику – декупаж;
 научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
 будут создавать композиции с изделиями;
 разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику
рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
 овладеют навыками культуры труда;
 улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
 получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
 узнают о народных промыслах.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для организации занятий используется кабинет труда и изо (оборудование:

стол

учительский, столы ученические, стулья, шкафы для учебно-наглядных пособий, доска
школьная, компьютер, принте

15

Учебно-тематический план
№ п/п

Модуль 2 «Мастерская Деда Мороза»

Количество
часов

2 класс (68часов)
1.

Вводное занятие.

1

2.

Материалы, инструменты, техника безопасности.

2

3.

Работа с бумагой и картоном.

16

4.

Мастерская Деда Мороза.

16

5.

Бумагопластика. Цветы.

16

6.

Оригами.

15

7.

Итоговое занятие.

2

Содержание модуля
1. Вводное занятие.
 Материалы.
 Инструменты.
 Техника безопасности труда.
 Беседа «Как провести лето».
 Задачи кружка.
 Обсуждение плана занятий.
 Организационные вопросы.
2. Правила безопасности работы, санитарии и гигиены
Практическая работа:
 Отработка приемов работы простейшим инструментом.
3. Работа с бумагой и картоном.
 Беседа «Мозаика - древний вид искусства».
 Мозаика из цветной бумаги.
 Виды мозаики.
 Многослойная аппликация из картона, знакомство с техникой исполнения.
Практическая работа:
 Подбор бумаги, сочетание цветов.
4. В мастерской «Деда Мороза»
 Беседа об истории Нового года в России, зимних праздниках и обрядах.
 Фантастические образы героев сказок народных мастеров. Практическая работа.
 Изготовление объемных новогодних подвесок и игрушек.
 Использование материалов (бумаги, ткани, пенопласта).
16

 Изготовление рождественского венка (плоскостного и объемного).
 Последовательность изготовления поделок.
 Использование готовых и разработка новых шаблонов.
 Конкурсы, новогодние загадки, игры.
5. Бумагопластика. Цветы
 Беседа «Чудо роспись - Хохлома!».
 Особенности хохломской росписи.
 Из истории возникновения бумажных цветов.
 Структура креповой бумаги.
 Основные приемы изготовления бумажных цветов.
 Изготовление шаблонов лепестков, листьев.
 Половинные шаблоны.
Практическая работ.
 Обматывание стеблей, собирание чашей, гофрирование, растягивание.
 Изготовление нарцисса, маргаритки, крокусов, розы, мака, лилии.
 Коллективная работа «Весенний букет».
6. Оригами
 Изготовление объемных и полуобъемных цветов техникой оригами.
 Различные способы и приемы складывания. Практическая работа.
 Закрепление основных приемов складывания.
 Складывание объемного и полуобъемного цветка тюльпан.
 Складывание лилии, гвоздики, розы.
 Складывание цветка из нескольких мелких деталей (лепестков).
 Декоративный цветок - цикада.
 Составление композиций из готовых деталей.
 Цветочная корзинка.
7. Итоговое занятие
 Беседа о культуре поведения.
 Оформление выставки.
 Просмотр и анализ экспонатов выставки.
 Выбор игрушек на ярмарку

17

Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома (экспериментальный
учебник для нач. школы).
2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги М. Просвещ. 1992г.
3. Богатеева З.А. Мотивы народного орнамента в детской аппликации. М. Просвещ. 1986г.
4. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент. 1988г.
5. Гибсон Рей. Наши руки не для скуки М. Росмен. 1997г.
6. Гусакова М.А. Аппликация. М. Просвещ. 1987г.
7. Игрушки из бумаги, около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. СПетерб. 1997г.
8. Коношева Н.П. Вторая жизнь вещей. М. Просвещ. 1993г.
9. Кудакова JI.B. Конструирование и ручной труд. М. Просвещ. 1990г. Лебедева Л.И.
10. Умелые руки не знают скуки. Изд-во Малыш М. 1988г. Ляукина М.
11. Бисер, основы художественного ремесла М. АСТ-Пресс 1988г.
12. Максимова М. Кузьмина М. Вышивка. Эксмо 1997г.
13. Майорова И.Г. Романина В.И. Дидактический материал по труду. М.Просвещ. 1986г.
14. Новые самоделки из бумаги, 94 современные модели М.Мерус 1995г.
15. Полянская О. Шью,вяжу и вышиваю. М.Малыш 1989г.
16. Фомичева Э.А. Начинаем вязать крючком. М.Просвещ. 1991г.
Литература для детей и родителей.
1. Журнал «Ксюша»
2. О.Маракаев. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999 г.с.194.
Интернет-ресурсы
1. Stranamasterov.ry
2. Podarokhandmade.ry

18

Модуль «Сундучок Гарри Поттера»
В программу включены следующие разделы: работа с кожей, работа с бисером, работа с
разными материалами, работа с бумагой.
По окончанию третьего года обучения дети должны знать: историю развития народных
промыслов; иметь первоначальные знания по технологии материалов; приемы обработки
различных материалов; способы оформления изделий.
Должны уметь: выполнять графические зарисовки орнаментов, моделей, самодельных
игрушек и различных конструкций; производить декоративную отделку изделий; самостоятельно
изготовлять сувениры, поделки, игрушки; бережно относиться к вещам и уметь продлевать им
жизнь.
Формы проведения занятий
В

процессе

занятий

используются

различные

формы

занятий:

традиционные,

комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и
другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций), наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды деятельности:
 игровая деятельность;
 изобразительная деятельность;
 проектная деятельность;
19

 выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Способы определения результативности реализации программы
В результате обучения по данной программе учащиеся:
 научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом,
цветными нитками, глиной, папье-маше, освоят новую технику – декупаж;
 научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
 будут создавать композиции с изделиями;
 разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику
рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
 овладеют навыками культуры труда;
 улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
 получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
 узнают о народных промыслах.
Материально-техническо еобеспечение программы:
Для организации занятий используется кабинет труда и изо (оборудование: стол
учительский, столы ученические, стулья, шкафы для учебно-наглядных пособий, доска школьная,
компьютер, принтер)

20

Учебно-тематический план
№ п/п

Модуль3 «Сундучок Гарри Поттера»

Количество
часов

3класс (68 часов)
1.

Вводное занятие.

1

2.

Материалы, инструменты, техника безопасности.

2

3.

Папье-маше. Куклы. Маски

16

4.

Работа с кожей.

16

5.

Бисероплетение. Броши

16

6.

Изготовление сувениров из нетрадиционных материалов

15

7.

Итоговое занятие.

2

Содержание модуля
1. Вводноезанятие. Материалы, инструменты.
Знакомство учащихся с целями задачами и содержанием данного предмета. Ознакомление с
оборудованием мастерской. Организация рабочего места, инструменты, приспособления.
2. Техника безопасности.
Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности.
3. «Папье-маше». Куклы. Маски.
 Беседа «Уральская глиняная игрушка».
 Технология изготовления головы куклы способом папье-маше. Практическая работа.
 Изготовления головы Петрушки (основа лампочка, пластилин).
 Грунтовка, зашкуривание, расписывание гуашью с добавлением клея.
 Оформление головы, изготовление одежды.
 Изготовление нескольких героев сказки.
 Технология изготовления масок.
4. Работа с кожей.
 Беседа «История возникновения поделок из кожи на Руси»
 Кожа и кожзаменители.
 Тепловая обработка.
 Знакомство с техникой выполнения изделий из кожи.
 Техника безопасности при работе с инструментами. Практическая работа
 Изготовление сувениров и поделок из кожи.
 Их практическое применение: по выбору детей (футляр для очков, косметичка, кошелек).
 Изготовление эскиза. Раскрой.
21

 Подбор декоративных украшений готовых изделий.
 Изготовление бус, кулонов из кожи с использованием бусинок, бисера.
 Изготовление изделий по эскизу.
 Демонстрация готовых изделий.
5. Работа с бисером. Бисероплетение. Броши.
 Беседа «Эстетика быта».
 Техника исполнение брошей, цветов, низание на проволоку.
 Техника безопасности.
 Материалы и инструменты.
Практическая работа.
 Изготовление браслета «Зигзаг», броши «Ягодка», «Яблонька», «Орхидея» (по выбору
детей).
 Изготовление поделок по схеме.
 Изготовление поделок по схеме.
 Назначение брошей.
 Изготовление панно «Стрекозы» (коллективная работа).
 Сувенир «Петушок».
6. Изготовление сувениров из подручного нетрадиционного материала.
 Беседа «Русская деревянная игрушка» из истории возникновения матрешек».
 Экология в нашей жизни.
 Технология изготовления декоративных ваз, карандашниц (из пластиковых бутылок).
 Влияние способов разрезания бутылки на форму вазы.
 Технология сборки.
 Техника безопасности при работе с паяльником, лаком. Практическая работа.
 Отделение у бутылки горлышка или донышка (в зависимости от желания получить ту или
иную форму вазы).
 Расплавление донышка паяльником.
 Соединение двух частей (верх и низ).
 Покрытие вазы битумным лаком. Сушка.
 Подбор иллюстраций: декоративных цветов, бабочек и т.д.
 Декоративное оформление вазы.
 Демонстрация готовых изделий. Отбор лучших поделок на ярмарку.
7. Итоговое занятие.
 Беседа на тему «Умелые руки - не знают скуки».
 Оформление выставки. Просмотр и анализ ее экспонатов.
22

Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома (экспериментальный
учебник для нач. школы).
2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги М. Просвещ. 1992г.
3. Богатеева З.А. Мотивы народного орнамента в детской аппликации. М. Просвещ. 1986г.
4. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент. 1988г.
5. Гибсон Рей. Наши руки не для скуки М. Росмен. 1997г.
6. Гусакова М.А. Аппликация. М. Просвещ. 1987г.
7. Игрушки из бумаги, около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. СПетерб. 1997г.
8. Коношева Н.П. Вторая жизнь вещей. М. Просвещ. 1993г.
9. КудаковаJI.B. Конструирование и ручной труд. М. Просвещ. 1990г. Лебедева Л.И.
10. Умелые руки не знают скуки. Изд-во Малыш М. 1988г. Ляукина М.
11. Бисер, основы художественного ремесла М. АСТ-Пресс 1988г.
12. Максимова М. Кузьмина М. Вышивка. Эксмо 1997г.
13. Майорова И.Г. Романина В.И. Дидактический материал по труду. М.Просвещ. 1986г.
14. Новые самоделки из бумаги, 94 современные модели М.Мерус 1995г.
15. Полянская О. Шью,вяжу и вышиваю. М.Малыш 1989г.
16. Фомичева Э.А. Начинаем вязать крючком. М.Просвещ. 1991г.
Литература для детей и родителей.
1. Журнал «Ксюша»
2. О.Маракаев. «Первый букет», - Ярославль: Академия развития», 1999 г.с.194.
Интернет-ресурсы
1. Stranamasterov.ry
2. Podarokhandmade.ry

23

Модуль «В гостях у хозяйки Медной горы»
В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с тканью (вязание,
вышивка, лоскутное шитье), работа с разными материалами.
Должны знать: приемы обработки различных материалов; ручные швы; приемы закрепления
деталей на изделии и его оформление.
Должны уметь: изготовлять любые выкройки и шаблоны; уметь разметить и раскроить ткать,
разрезать бумагу; самостоятельно изготовлять игрушки и поделки и научить другого; продлевать
жизнь вещам, украшая их различными декоративными элементами; анализировать и оценивать
свою работу и работу товарища.
Качества личности, которые могут быть сформированы у детей в результате занятий:
 проявлять интерес к данному виду деятельности;
 осваивать личностный смысл учения, стремиться учиться, осваивать новые виды
деятельности;
 оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;
 осознание себя и важности своей работы для школы;
 использовать полученные знания в повседневной жизни.
Формы проведения занятий
В

процессе

занятий

используются

различные

формы

занятий:

традиционные,

комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и
другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций), наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
24

 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды деятельности:
 игровая деятельность;
 изобразительная деятельность;
 проектная деятельность;
 выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Способы определения результативности реализации программы
В результате обучения по данной программе учащиеся:
 научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом,
цветными нитками, глиной, папье-маше, освоят новую технику – декупаж;
 научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
 будут создавать композиции с изделиями;
 разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику
рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
 овладеют навыками культуры труда;
 улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
 получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
 узнают о народных промыслах.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для организации занятий используется кабинет труда и изо (оборудование:

стол

учительский,столы ученические, стулья, шкафы для учебно-наглядных пособий, доска школьная,
компьютер, принтер).

25

Учебно-тематический план
№ п/п

Модуль 4 «В гостях у хозяйки Медной горы»

Количество
часов

4 класс (68 часов)
1.

Вводное занятие.

1

2.

Материалы, инструменты, техника безопасности.

2

3.

Работа с бумагой. Аппликация.

14

4.

Ручная вышивка.

10

5.

Головоломки. Игры.

10

6.

Вязаные игрушки.

9

7.

Пэчворк.

20

8.

Итоговое занятие.

2

Содержание модуля
1. Вводное з анятие.
Знакомство учащихся с целями задачами и содержанием данного предмета.
2. Материалы, инструменты, техника безопасности.
. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности.

3 . Работа с бумагой. Аппликация.
 Исторические сведения о развитии науки, о цвете - колористике.
 Краткие сведения о бумаге и клее.
 Бумажное дело в России.
 Сорта и свойства бумаги.
 Понятие о цвете.
 Влияние цвета на объем игрушек.
 Понятие о шаблонах.
 История появления открыток в России.
Практическая работа.
 Аппликация.
 История аппликации.
 Виды аппликаций.
 Составление эскиза к аппликации.
 Подбор бумаги.
 Вырезание деталей изображения.
 Раскладывание на фоне.
26

 Наклеивание.
4. Ручная вышивка.
 Посещение выставки.
 Беседа «из истории вышивки на Руси».
 Подготовка инструментов и правила техники безопасности.
 Составление эскиза вышивки и подбор ниток.
Практическая работа:
 виды швов
 способы перевода рисунка на ткань
 способы вышивания стебельчатым швом
 способы вышивания стиль рококо
 беседа «использование и назначение вышивки в быту»
 вышивка тамбурным швом
 приемы вышивания стилем гладь.
5. Головоломки. Игры.
 Изготовление головоломок, кроссвордов.
 Проведение викторины (для школы)
6. Вязаные игрушки.
 Беседа «Филимоновская игрушка».
 Назначение вязаных игрушек
 Техника исполнения.
Практическая работа:
 беседа «виды пряжи, инструменты вязания»;
 вязание образцов;
 эскиз вязаной игрушки;
 выполнение игрушки по замыслу;
 оформление игрушки;
7. Лоскутная пластика. Панно.
 Беседа «История лоскутка».
 Беседа «Подбор ткани и ее разнообразие».
Практическая работа:
 составление эскиза панно;
 подбор ткани и ниток;
оформление аксессуарами;
 оформление в рамку.
8. Итоговое занятие
27

Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома (экспериментальный
учебник для нач. школы).
2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги М. Просвещ. 1992г.
3. Богатеева З.А. Мотивы народного орнамента в детской аппликации. М. Просвещ. 1986г.
4. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент. 1988г.
5. Гибсон Рей. Наши руки не для скуки М. Росмен. 1997г.
6. Гусакова М.А. Аппликация. М. Просвещ. 1987г.
7. Игрушки из бумаги, около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. СПетерб. 1997г.
8. Коношева Н.П. Вторая жизнь вещей. М. Просвещ. 1993г.
9. КудаковаJI.B. Конструирование и ручной труд. М. Просвещ. 1990г. Лебедева Л.И.
10. Умелые руки не знают скуки. Изд-во Малыш М. 1988г. Ляукина М.
11. Бисер, основы художественного ремесла М. АСТ-Пресс 1988г.
12. Максимова М. Кузьмина М. Вышивка. Эксмо 1997г.
13. Майорова И.Г. Романина В.И. Дидактический материал по труду. М.Просвещ. 1986г.
14. Новые самоделки из бумаги, 94 современные модели М.Мерус 1995г.
15. Полянская О. Шью,вяжу и вышиваю. М.Малыш 1989г.
16. Фомичева Э.А. Начинаем вязать крючком. М.Просвещ. 1991г.
Литература для детей и родителей.
1. Журнал «Ксюша»
2. О.Маракаев. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999 г.с.194.
Интернет-ресурсы
1. Stranamasterov.ry
2. Podarokhandmade.ry

28


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».