Приложение к ООП, АООП Программа дополнительного образования Звонкие голоса 2022г.

Приложение к ООП, АОПП
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8»

Принят:
решение педсовета
от29.08.2022 г.
протокол №1

Утверждён:
приказом директора
МАОУ ПГО «СОШ №8»
№182/4 – Д от 29.08.2022 г.
Директор ________ О.С. Петрова

Программа дополнительного образования
«Звонкие голоса»

г. Полевской
2022

Содержание
1. Комплекс основных характеристик образования при реализации
дополнительной образовательной программы «Звонкие голоса»
1.1 Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе....... 3
1.2 Объем дополнительной образовательной программы……………………….. 5
1.3 Содержание дополнительной образовательной программы ………………... 6
1.4 Планируемые результаты дополнительной образовательной программы…. 14
2. Организационно – педагогические условия реализации
дополнительной образовательной программы «Звонкие голоса»
2.1 Учебный план дополнительной образовательной программы……………...

16

3. Литература ……………………………………………………………………… 17

1. Комплекс основных характеристик образования при реализации
дополнительной образовательной программы «Звонкие голоса»
1.1 Пояснительная записка
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый
ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и
потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического
образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети
учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов
Творчества детей и молодежи, клубов и студий.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос
помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат –
необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство
красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек
начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки,
приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию
творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для
творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение,
пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Данная образовательная программа была написана на основании
анализа государственных программ для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.;
программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А.
Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и
другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних
предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие
слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального
искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и
нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими
приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение,
применяемое только в детских музыкальных школах, школах искусств.

Актуальность программы.
В Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа № 8» традиционно обучаются дети, наделенные
музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться
петь.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания.
В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы
вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют
кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению - это путь через игру,
фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть
умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в
творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное
состояние, разработана данная программа, которая направленная на духовное
развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению
здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и
обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие
голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение
представляет собой действенное средство снятия напряжения и
гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать
индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой
патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей
всех возрастов занятия в творческом объединении - это источник
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах,
соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа
обеспечивает
формирование
умений
певческой
деятельности
и
совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки,
звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого
голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским
указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за
качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью,
которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие
их певческих способностей.
Задачи:







Формирование устойчивого интереса к пению
Обучение выразительному пению
Обучение певческим навыкам
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма.
 Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
 Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и
фестивалях детского творчества).
 Создание комфортного психологического климата, благоприятной
ситуации успеха.
1.2. Объем дополнительной образовательной программы «Звонкие
голоса»
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия 2 раза в неделю по 1
академическому часу по каждому модулю. Состав участников ТО «Вокал» и
«Ансамбль» не более 15 человек. В хоре – не более 30 человек. Временной
период одного учебного занятия - 40 минут.
Программа содержит в себе 3 модуля:
1. Вокал
2. Ансамбль
3. Хор
Условиями отбора детей в ТО являются: их желание заниматься
именно этим видом искусства и музыкальные способности.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с
солистами, а также небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое
для индивидуальной работы, педагог может использовать для
дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся
индивидуально с каждым солистом и 2 занятия в группе.

1.3 Содержание дополнительной образовательной программы «Звонкие
голоса»
Содержание Модуля «Вокал»
Первый год обучения
1. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное
ознакомление
с
голосовыми
и
музыкальными
данными
учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых связок.
2. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое
строение голоса.
3. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и
возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса.
Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития
голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса:
форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный
вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов,
недоступных по физиологическим возможностям детям определённого
возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки
разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
4.
Вокально-певческая
установка. Понятие
о
певческой
установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в
положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в
процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и
постоянного контроля за ней.
5. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая,
мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование
тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие
кантиленного
пения.
Пение
staccato.
Слуховой
контроль
за
звукообразованием.
6. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной,
грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и
звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на

дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами;
специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
7. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение
языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения
гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка
резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
8. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических
оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при
исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой,
жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление
радости и удовольствия.
9. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого
голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
10.
Работа
с
произведениями
современных
отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.
12. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового
аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и
звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного
интонирования, освоение элементов музыки.
13. Прослушивание аудио-и видеозаписей. Формирование вокального слуха
учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания
голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей,
так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение).
Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и
видеозаписей.
14. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.
Второй год обучения
1. Певческое дыхание. Основы постановки голоса. Что такое голосовые
связки? Наиболее общие сведения об их расположении в гортани и работе.
Основные составляющие дыхательного аппарата: лёгкие, диафрагма, гортань
и их работа (термины не вводятся, объяснение происходит в игровой форме).
Отличие певческого дыхания от обычного. Характеристики певческого вдоха
и выдоха, их роль в пении. Умение «затаить дыхание», его роль в пении.
Упражнения, развивающие навыки самоконтроля над правильностью
певческого дыхания.
2. Речевой хор. Развитие слухового восприятия. Понятие «говорящего хора».
Различие «выразительной» и «ровной речи». Работа над важнейшим
элементом при пении – дикцией. Особенности вокальных интонаций и
развитие слухового восприятия. Понятие о высоких и низких звуках.
Развитие динамического диапазона хора. Освоение динамики mf и mp в
примарной зоне звучания детского голоса. Начало работы над подвижными
динамическими оттенками: достижение crescendo при исполнении попевок,
во время распевания, в несложных песнях (т.е. в ограниченном диапазоне:
квинта, секста в поступенном восходящем движении). Начало работы над
освоением динамики p при распевании, исполнении попевок, несложных
песен. Работа над тембровыми красками и подвижностью голосов. Развитие
слуха и голоса певцов-хористов.
3. Музыкально – ритмические упражнения. В игровой форме проходит
освоение важнейшего элемента музыки – ритма. Что помогает сочетать
музыку и движения. Умение правильно подобрать по характеру движения,
чтобы они способствовали восприятию музыки и красоты звучания.
4. Слушание музыки. Знакомство с шедеврами музыкального искусства,
которые помогают эстетическому развитию личности каждого ребѐнка.
Правильное восприятие музыки помогает духовному обогащению. Звучание
инструментов симфонического оркестра способствуют звуковысотному
тембровому восприятию.
Основой всех музыкальных произведений, являются чувства, эмоции,
настроение, поэтому главным героем на уроке становится сам ребенок ЧЕЛОВЕК со своим миром чувств, переживаний. Учитывая, что
психологическими
механизмами
восприятия
музыки
являются
эмоциональная отзывчивость, развитый музыкальный слух, память,
музыкальное мышление, а также сформированность способности к

творчеству, вывожу основные функции этого вида деятельности: чувствуем,
ощущаем, оцениваем музыку общаемся преобразуемся познаем мир и себя.
5. Работа над репертуаром. Взаимодействие голоса и аккомпанемента. Работа
над чистотой унисона в песнях и попевках. Осознание и воплощение
различного характера, динамических оттенков.
6. Концертная деятельность. Правила поведения певца перед концертом и на
сцене во время исполнения произведения. Правила охраны голоса певцахориста перед выступлением. Выступления на праздничных мероприятиях.
К окончанию курса учащиеся должны знать: основы певческой установки;
правила певческого дыхания; основные понятия, характеризующие
различные
способы
звукообразования,
звуковедения
в
хоровом
исполнительстве; строение голосового и дыхательного аппарата певца,
правила охраны певческого голоса; звучание инструментов симфонического
оркестра.
Содержание программы модуля «Ансамбль»
Основные вокальные навыки.
1. Упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в
положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за
певческой установкой в процессе пения.
2. Дыхание. Опора дыхания. Дыхательные упражнения. Виды дыхания при
исполнении музыкальных произведений и вне пения. Навык дыхательных
движений. Цепное дыхание.
3. Понятие атаки звука. Вокальные упражнения. Овладение приемом атаки
звука. Практические приемы работы со звуком.
4. Понятие и виды певческих тембров. Работа над тембральным унисоном в
вокальных упражнениях и фрагментах произведений.
5. Легато, стаккато, нон легато. Закрепление первоначальных навыков по
исполнению разных штрихов в пении – легато, нон легато и стаккато;
отработка данных приемов во время исполнения произведений и
упражнений. Работа над слуховым контролем при соединении легато разных
гласных звуков.
Певческое дыхание. Певческая позиция.
1. Понятие певческой установки. «Вокальная маска». Упражнения,
закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и
«стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в
процессе пения.

2. Дыхание. Опора дыхания. Дыхательные упражнения. Виды дыхания при
исполнении музыкальных произведений и вне пения. Навык дыхательных
движений. Цепное дыхание.
3. Грудное, нижнереберное (диафрагматическое), брюшное дыхание. Цепное
дыхание. Закрепление первоначальных хоровых навыков: контроль над
правильностью дыхания сидя и стоя; положение гортани перед началом
пения; различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от
характера исполняемого произведения (медленное, быстрое); смена дыхания
в процессе пения, различные его приемы (короткое и активное в быстрых
произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Дикция и артикуляция.
1. Дикция и механизм ее реализации. Пути развития правильной дикции и
грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и
сленговые слова и выражения. 3 стадии певческого дыхания: вдыхание,
задержка набранного воздуха, выдыхание. Чистая дикция – условие
успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной
работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и
жизни вне музыки.
Правила дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Чувство «опоры звука»
на дыхании. Crescendo и diminuendo. Пение в положении «стоя» и «сидя».
Упражнения на дыхание. Тренировка легочной ткани, диафрагмы
(«дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.
2. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых
связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от
гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к
другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный
гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные
выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Правила дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Чувство «опоры
звука» на дыхании. Crescendo и diminuendo. Пение в положении «стоя» и
«сидя». Упражнения на дыхание. Тренировка легочной ткани, диафрагмы
(«дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.
3. Мышечные зажимы и причины их появления. Расслабляющие упражнения
и тренинги.

Координация слуха и голоса и вокальная интонация.
1. Певческий диапазон, его особенности. Важность развития диапазона.
Тембральные особенности диапазона. Упражнения для развития диапазона
голоса.
2. Примарный тон. Женские, мужские и детские голоса. Определение
примарного тона. Собственный показ. Упражнения для развития красоты
тембра. Постепенное расширение диапазона, начиная с примарных звуков
вниз, вверх. Овладение свистковым регистром.
3. Интонационные особенности голоса. А капелла. Кантилена. Динамические
оттенки. Работа над точностью интонации. Пение вокализов и упражнений на
различные интервалы. Методы воспитания вокальной интонации,
интонирование сложных интервалов, скачки, кантилена. Устранение
дефектов координации слуха и голоса.
Метроритм.
1. Метр и ритм, особенности и отличия. Работа с ритмом в эстрадной
композиции,
агогика,
ритмическая
переакцентовка.
Ритмические
упражнения.
2. Простой и сложный ритм. Пунктир. Отработка разных видов ритмов в
эстрадных композициях. Свобода ритмических построений в импровизации.
Ритмические упражнения на развитие внутреннего ощущения темпа, смены
ритма и размера.
Вокальные техники. Жанровые разновидности.
1. Основы академического пения. Певческая позиция в академическом
вокале. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных
академических и оперных певцов. Овладение основными приемами
вокальной техники — фразировка, артикуляция, агогика, дикция, динамика.
Вокализы, упражнения. Работа над выразительностью.
2. Певческая позиция в эстрадном вокале. Знакомство с творчеством
отечественных и зарубежных эстрадных певцов. Овладение основными
приемами вокальной техники — фразировка, артикуляция, агогика, дикция,
динамика. Вокализы, упражнения. Работа над выразительностью.
3. Регулировочный образ вокалиста. Взаимосвязь регулировочного образа и
общей подачи исполнения. Упражнения на принятие и осознание
регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу.

4. Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и
показатель самоконтроля. Упражнения по развитию вибрато вокалиста
(эталон 5-8 колебаний в секунду).
5. Тембр и динамика своего голоса. Регулировочный образ своего голоса –
представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи,
поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-,
проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их
голосообразующее действие. Многоголосое пение. Отношение эталона и
регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и
снаружи. Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни,
нюансы песни. Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения. Анализ своего
пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического
образа. Ролевая подготовка: суть и назначение.
Выбор песни. Заучивание текста. Отработка дикции: четкость произношения
слов, букв, медленно, быстро. Упражнения: устранение трудностей в работе с
песней.
6. Гигиена и охрана голоса. Меры профилактики лор – болезней, их
необходимость. Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения
для гигиены певческого голоса. Требования и нагрузка на голос. Значение
эмоций. О вреде курения на голосовые связки. Первая помощь голосовым
связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам
голоса. Бережное отношение к здоровью как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов. Болезни
горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении.
Запреты:
- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (редиез) первой октавы;
- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй
октавы;
- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.
Составление памятки по гигиене голоса.
Сценическая культура и имидж вокалиста.
1. Представления о музыкальной культуре. Классическая и современная
музыка.

Эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения
музыкального искусства. Положительная оценка собственного творчества и
творчества других людей. Индивидуальный музыкальный вкус.
2. Сценический имидж певца. Актерское мастерство. Самовыражение через
движение и слово. Эмоции в различных движениях и сценках для создания
художественного образа. Игры на раскрепощение.
Концертно-исполнительская деятельность.
1. Открытые уроки для родителей. Подготовительные мероприятия,
репетиционная деятельность.
2. Подготовка концертов и мероприятий. Конкурсные и концертные
выступления.
Содержание Модуля «Хор»
1. Теория - Беседа об охране и гигиене голоса.
2. Певческая установка. Беседа об устройстве певческого аппарата вокалиста.
Упражнения на формирование певческой установки.
3. Певческое дыхание. Беседа о правильном певческом дыхании. Упражнения
на различные способы певческого дыхания; упражнения по методике
Стрельниковой.
4. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Беседа о
правильном звукоизвлечении в академическом вокале. Интонационные
упражнения, правильное звуковедение по методике В. Емельянова
5. Работа над дикцией и артикуляцией. Беседа о правильной дикции и
артикуляции. Упражнения на дикцию и артикуляцию.
6. Хоровое пение. Беседа о пении в хоре. Развитие навыков хорового пения.
7. Работа над репертуаром. Разучивание партий, создание исполнительского
плана произведения.
8. Беседа о сценической культуре
9. Концертная деятельность. Ежегодное итоговые выступление на
мероприятиях различных уровней – школьном, муниципальном, областном.



























1.4
Планируемые
результаты
реализации
дополнительной
образовательной программы «Звонкие голоса»
Личностные результаты освоения программы:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Формирование основ гражданской идентичности, принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных ценностей, эстетических потребностей
и эмоциональности и чувств;
реализация
творческого
потенциала
в
процессе
коллективного
музицирования;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время
урочной, репетиционной и концертной деятельности, умения работать в
коллективе;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
создавать исполнительский план вокального/хорового произведения;
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города,
региона и др.) – участие в концертных выступлениях различного уровня
(класс, школа, район, город, регион);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке;
работать над унисоном в хоре, ансамбле и хоровой партии;
осознавать свою роль в многоголосном пении;
работа над произведениями с сопровождением разного уровня сложности и
самостоятельности (дублирующим голос и не дублирующим голос);
работать с минусовками;
применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач.
познавательные УУД:






















использовать знаково-символические средства (нотная грамота, теория
музыки, музыкальная литература) для разучивания и исполнения вокальных
и хоровых произведений различной степени сложности;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий
с
использованием
учебной
литературы,
энциклопедий,
справочников;
расширять музыкальный кругозор.
Предметные результаты освоения программы:
Знать:
Элементарные способы воплощения художественно-образного содержания
вокальных/хоровых произведений в различных видах музыкальной и учебнотворческой деятельности;
нотную грамоту;
правильную певческую установку;
особенности музыкального языка вокального/хорового искусства.
Уметь:
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности;
исполнять вокальные/хоровые произведения с аккомпанементом и без
сопровождения;
правильно пользоваться вокальным дыханием;
исполнять вокальные/хоровые произведения различной сложности (в
соответствии с возрастом и техническими возможностями) в рамках
учебного материала;
анализировать вокахоровые произведения различных жанров, эпох и культур.

2. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
образовательной программы «Звонкие голоса»
2.1. Учебный план дополнительной образовательной программы
№

Темы

Модули
Вокал

Ансамбль

Хор

1 год 2 год 1 год 2 год 1 год 2 год
68 ч.

68 ч.

68 ч.

68 ч.

68 ч.

68 ч.

4

2

4

2

4

2

2.

Диагностика,
комплектование групп
Беседа об охране голоса

2

2

2

2

2

2

3.

Певческая установка

7

3

7

3

5

3

4.

Певческое дыхание

4

2

4

2

4

2

5.

Работа
над
интонирования

чистотой 9

9

9

9

9

9

6.

Работа над
артикуляцией

4

4

4

4

4

7.

Работа над репертуаром

34

25

34

27

33

8.

Беседа
о
культуре

3

3

3

3

3

9.

Концертная деятельность

15

10

15

10

10

1.

дикцией

и 4
25

сценической 3
10

3. Литература:
1. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка // Программы для
общеобразовательных учреждений. М., 2012.
2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение // Секреты вокального мастерства. Ростовна-Дону, 2012.
3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
школьного возраста. М., 2013.
4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Проблемы
индивидуальных различий.М.,1961
Список литературы для учащихся
1. Тэтчэлл Д. Детская музыкальная энциклопедия. – М.: АСТ, 2012;
2. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 2012.
3. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – М.: АСТ 2013.


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».