РП Русский язык, уровень НОО.doc

Приложение № 1
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ ПГО «СОШ №8»
утвержденной приказом №297-Д
от 26.12.2018

Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
1-4 классы

1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным,включающим освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета «Русский язык» опыт специфической для данной предметной области, деятельности
по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной
картины мира.
Планируемые личностные результаты
Освоение предмета «Русский язык» вносит существенный вклад в достижениеличностных
результатов начального общего образования, а именно:
1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирует ценности многонационального российского общества; участвует в
становлении гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) способствует овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов
учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства;
8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.

Планируемые метапредметные результаты
Изучение предмета «Русский язык» играет значительную роль в достижении метапредметных
результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии
с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Планируемые предметные результаты
Планируемые предметные результаты, приводятся в двух блоках к каждому разделу учебной
программы. Они ориентируют в том, какой уровень освоения опорного учебного материала
ожидается от выпускников.
Первый блок «Выпускник научится». Критериями отбора данных результатов служат: их
значимость для решения основных задач образования на данном уровне, необходимость для
последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством
обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность
обучающихся. Иными словами, в эту группу включается такая система знаний и учебных
действий, которая, во­первых, принципиально необходима для успешного обучения в
начальной и основной школе и, во­вторых, при наличии специальной целенаправленной работы
учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.
3

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая
может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством накопительной
системы оценки (например, портфеля достижений), так и по итогам ее освоения (с помощью
итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем
исполнительскую компетентность обучающихся, ведется с помощью заданий базового
уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью
заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня
служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности
перехода на следующий уровень обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для
дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную
группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому
разделу программы учебного предмета «Русский язык» и выделяются курсивом. Уровень
достижений,
соответствующий
планируемым
результатам этой группы, могут
продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень
мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не
отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности
учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала
и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения этих
целей ведется преимущественно в ходе процедур,
допускающих предоставление и
использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания,
ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут
включаться в материалы итогового контроля.
Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся
продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями
достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных
обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется
оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для
перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев учет достижения планируемых
результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а
полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в
форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при
организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение
планируемых результатов, требуется использование таких педагогических технологий,
которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
При изучении предмета «Русский язык» достигаются следующие предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) владение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач;
5) владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
4

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и
справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе
знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой
информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение
этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ
самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом,
оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических
и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как
изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена
существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов
по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с
существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,
частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и
предложении;
5

классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения −определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80 − 90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75 − 80 слов в соответствии с изученными правилами
правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке,
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение
слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в
тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с
назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения,
электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
6

2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Элементы содержания учебного предмета «Русский язык», относящиеся к результатам, которые
учащиеся «получат возможность научиться», выделены курсивом.
Содержание, расширяющее основное содержание, выделено жирным начертанием.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей
речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение
основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии
с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому
виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста
(подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по
интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных
картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и
мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места
ударения.
Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом
обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных
звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего
согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов
и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.

7

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев
и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и
на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности
правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка.
Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной
интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча– ща, чу – щу, жи– ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его
прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных
и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение
парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих
звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный –
безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой,
парный – непарный. Деление слов на слоги.Слогообразующая роль гласных звуков.
Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях.
Словообразующая функция ударения.Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор
слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных
звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в
словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом
и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
8

суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов
и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.Сложные
слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.
Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные.
Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен
существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по
числам.Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по
падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение
падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен
существительных
к
1,
2,
3-му
склонению.
Словообразование
имен
существительных.Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного.Начальная форма имени
прилагательного. Словообразование имен прилагательных.Морфологический разбор имен
прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного
числа. Склонение личных местоимений.
Числительное.Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи
количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов,
отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы
определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов
прошедшего времени по родам и числам.Возвратные глаголы. Словообразование глаголов
от других частей речи.Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от
приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и
второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов)
между словами в словосочетании и предложении.
Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ
простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов
и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными
членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце
предложения).
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных
способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи–ши, ча – ща, чу – щув положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
9

перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
соединительныео и е в сложных словах (самолет, вездеход);
е и и в суффиксах имен существительных (ключик-ключика, замочек-замочка);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий,
-ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа
(пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
запятая при обращении в предложениях;
запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в
условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах
синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):
изложения
подробные
и
выборочные,
изложения
с
элементами
сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

10

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
1 класс
№
Количество
Тема
урока
часов
Инструктаж по технике безопасности для учащихся при нахождении в
общеучебном кабинете.
1
1
Техника безопасности для обучающихся в общеучебном кабинете.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Пропись — первая учебная тетрадь.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
Письмо овалов и полуовалов.
Рисование бордюров.
Письмо длинных прямых наклонных линий.
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево и
вправо).
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево и
влево).
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево и
влево).
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких
наклонных линий.
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов,
их чередование. Письмо овалов.
Письмо строчной буквы а.
Письмо заглавной буквы А.
Письмо строчной и заглавной буквы О, о.
Письмо строчной и заглавной буквы О, о.
Письмо изученных букв.
Письмо строчной буквы и.
Письмо заглавной буквы И.
Письмо строчной буквы ы.
Письмо строчной буквы и, ы.
Строчные и заглавные изученные буквы.
Письмо строчной буквы у.
Письмо заглавной буквы У.
Строчная буква н.
Заглавная буква Н.
Письмо слов и слогов с изученными буквами.
Письмо строчной буквы с.
Заглавная буквы С.
Письмо строчной буквы к.
Письмо заглавной буквы К.
Письмо слов и слогов с изученных буквами.
Письмо строчной буквы т.
Письмо заглавной буквы Т.
Письмо строчной буквы л.
Письмо заглавной буквы Л.
Письмо изученных букв, слогов.
Письмо строчной буквы р.
Письмо заглавной буквы Р.
Письмо строчной буквы в.
Строчная и заглавная буква в, В.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65-66
67.
68
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79
80
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91-92.

Письмо слов ,предложений с изученными буквами
Письмо строчной буквы е.
Письмо заглавной буквы Е.
. Письмо строчной и заглавной буквы е
Письмо слов, предложений с изученными буквами.
Письмо строчной буквы п
Письмо заглавной буквы П
Письмо строчной буквы м
Письмо заглавной буквы М.
Письмо слов с изученными буквами .
Письмо строчной буквы з.
Письмо заглавной буквы З.
Письмо слов с изученными буквами.
Письмо заглавной буквы Б.
Письмо слов с изученными буквами.
Письмо строчной буквы д.
Письмо заглавной буквы Д.
Письмо строчной буквы я.
Письмо заглавной буквы Я.
Письмо слов с изученными буквами.
Письмо строчной буквы г.
Письмо заглавной буквы Г.
Письмо строчной буквы ч.
Письмо заглавной буквы Ч.
Письмо слов с изученными буквами
Буква ь.
Письмо строчной буквы ш.
Письмо заглавной буквы Ш
Строчная и заглавная буквы Ш, ш,ь.
Письмо строчной буквы ж.
Письмо заглавной буквы Ж. Сочетание жи
Письмо строчной буквы ё.
Письмо заглавной буквы ё.
Строчная и заглавная буквы Жж,Ёё
Строчная и заглавная буква й, Й.
Строчная и заглавная буква й.,Й.
Письмо строчной буквы х.
Письмо заглавной буквы Х.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Повторение и закрепление пройденного.
Письмо изученных букв, слогов.
Письмо строчной буквы ю.
Письмо заглавной буквы Ю.
Письмо строчной буквы ц.
Письмо заглавной буквы Ц.
Письмо строчной буквы э.
Письмо заглавной буквы Э.
Письмо строчной буквы щ.
Письмо заглавной буквы Щ.
Письмо строчной буквы ф.
Письмо заглавной буквы Ф.
Письмо букв ь и ъ.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
12

Повторение и закрепление пройденного.
Письмо изученных букв, слогов.
97.
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.
98.
Русский язык – родной язык русского народа.
99.
Текст (общее представление).
100
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
101.
Диалог.
102.
Слово. Роль слов в речи.
103-104. Что могут называть слова.
105.
«Вежливые» слова.
106.
Слова однозначные и многозначные.
107.
Слово и слог.
108.
Деление слов на слоги.
109 Перенос слов.
111.
112.
Ударение (общее представление).
113-114. Ударные и безударные слоги.
115.
Звуки и буквы.
116.
Русский алфавит, или Азбука.
117.
Гласные звуки и буквы.
118.
Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функция в словах.
119.
Слова с буквой Э.
120.
Обозначение безударного гласного буквой на письме.
121.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
122-123. Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
124-125. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.
126.
Согласные звуки и буквы.
127.
Слова с удвоенными согласными.
128.
Слова с буквами И и Й.
129.
Твердые и мягкие согласные звуки.
130.
Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки.
131.
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.
132.
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с
ь.
133.
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
134.
Глухие и звонкие согласные звуки.
135.
Парные глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение парных
согласных звуков на конце.
136
Правописание парных согласных звуков на конце.
137
Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки».
138
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
139.
Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
140.
Правописание согласных после шипящих в сочетаниях ЖИ – ШИ, ЧА –
ЩА, ЧУ – ЩУ.
141
Заглавная буква в словах.
142
Проверочный диктант.
143
Повторение. Анализ проверочного диктанта.
144.
Проект «Сказочная страничка».
93-96.

145-148
Итого:

Повторение и обобщение изученного материала.

4
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
3
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
148 часов
13

2 класс
№
урока
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Тема
Инструктаж по технике безопасности для учащихся при нахождении в
общеучебном кабинете. Знакомство с учебником.
Какая бывает речь?
Что можно узнать о человеке по его речи?
Как отличить диалог от монолога?
Контрольное списывание
Что такое текст?
Что такое тема и главная мысль текста?
Части текста.
Диктант.
Работа над ошибками.
Что такое предложение?
Как из слов составить предложение?
Административный контрольный диктант.
Что такое главные члены предложения?
Что такое второстепенные члены предложения?
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Что такое распространённые и нераспространённые члены
предложения?
Как установить связь слов в предложении?
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.
Анализ сочинений.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое однозначные и многозначные слова?
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?
Что такое антонимы?
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Что такое родственные слова?
Что такое родственные слова?
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Что такое корень слова? Что такое родственные слова?
Какие бывают слоги?
Как определить ударный слог?
Как определить ударный слог?
Обучающее сочинение по серии картинок.
Работа над ошибками
Как переносить слова с одной строки на другую? Словарный диктант
Как переносить слова с одной строки на другую?
Контрольный диктант.
Работа над ошибками. Как различать звуки и буквы?

Количество
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

Как мы используем алфавит?
Как мы используем алфавит?
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Как определить гласные звуки?
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
звукоми в корне.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
звуками в корне.
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
звуками в корне
Развитие речи. Обучающее сочинение.
Диктант.
Работа над ошибками.
Как определить согласные звуки?
Согласный звук [Й] и буква И краткое.
Согласный звук [Й] и буква И краткое.
Слова с удвоенными согласными.
Развитие речи.
Работа с деформированным текстом
Наши проекты. И в шутку и в серьёз.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими
согласными.
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими
согласными.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Наши проекты. Пишем письмо.
Обобщающий урок.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Развитие речи. Обучающее изложение.
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».
Наши проекты. Рифма.
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Проверь себя
«правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Как отличить звонкие согласные от глухих?
Как отличить звонкие согласные от глухих?
Диктант
Закрепление знаний. Работа над ошибками.
Проверка парных согласных в корне слова.
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных
согласных.
Изложение повествовательного текста.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Изложение повествовательного текста.
Проверка знаний.
Диктант.
Работа над ошибками . Обобщение изученного материала.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.
Контрольное списывание.
Обучающее сочинение «Зимние забавы»
Проверка знаний.
Обобщение изученного материала.
Что такое части речи?
Что такое части речи?
Что такое имя существительное?
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание собственных имен существительных.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи.
Заглавная буква в географических названиях.
Обучающее изложение.
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.
Диктант.
Работа над ошибками.
Единственное и множественное число имён существительных.
Единственное и множественное число имён существительных.
Единственное и множественное число имён существительных.
Обучающее изложение.
Проверка знаний.
Диктант.
Работа над ошибками.
Что такое глагол?
Что такое глагол?
Что такое глагол?
Единственное и множественное число глаголов.
Единственное и множественное число глаголов.
Единственное и множественное число глаголов.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».
Что такое текст-повествование? Что такое-описание?
Проверка знаний.
Что такое имя прилагательное?
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167-170
Итого

Прилагательные близкие и противоположные по значению.
Единственное и множественное число имён прилагательных.
Единственное и множественное число имён прилагательных.
Что такое текст – описание?
Проверка знаний.
Общее понятие о предлоге.
Раздельное написание предлогов со словами.
Восстановление предложений.
Проверка знаний.
Диктант.
Работа над ошибками.
Что такое местоимение?
Что такое местоимение?
Что такое текст – рассуждение?
Проверка знаний
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Повторение по теме «Текст».
Сочинение по картине.
Повторение по теме «Предложение».
Повторение по теме «Предложение».
Повторение по теме «Слово и его значение».
Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Звуки и буквы».
Повторение по теме «Правила правописания».
Повторение по теме «Правила правописания».
Контрольное списывание.
Повторение и закрепление изученного материала.
Повторение и закрепление изученного материала.
Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
170

3 класс
№
урока
1

2
3
4
5
6

Тема
Инструктаж по технике безопасности для учащихся при нахождении в
общеучебном кабинете.
Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи и их назначение.
Речь — отражение культуры человека.
Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с
целями и условиями общения.
Текст как единица языка и речи. Типы текстов.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с
текстом.
Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении
и диалоге. Знаки препинания в конце предложений.
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце
предложений.

Количество
часов
1

1
1
1
1
1

17

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34
35
36
37

Виды предложений по цели высказывания. Коллективное составление
рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от
грозы».
Виды предложений по интонации: восклицательные и
невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.
Обобщение знаний о видах предложений.
Обращение. Предложения с обращением (общее представление).
Главные и второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения
по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая
между частями сложного предложения.
Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении.
Запятая между частями сложного предложения.
Словосочетание (общее представление).

1

Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа
по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение
представлений о слове.
Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы,
слова в прямом и переносном значении.
Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.
Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как
сложном названии предмета.
Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых
сочетаниях слов.
Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных
частях речи.
Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами
существительными.
Имя прилагательное. Глагол.
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об
однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с
буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Звуко—буквенный разбор слова.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными
звуками на конце слова и перед согласным в корне.
Разделительный мягкий знак (ь).
Урок развития речи.

1

Работа над ошибками, допущенными в изложении (сочинении).
Корень слова. Однокоренные слова.
Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и
согласных звуков в корнях однокоренных слов.
Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.
Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм
одного и того же слова.

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

18

38

Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.

1

39
40
41
42
43
44

Слова, которые не имеют окончания.
Контрольный диктант (с грамматическим заданием)
Приставка как значимая часть слова.
Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки.
Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками.
Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове
суффикса.
Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.
Употребление в речи слов с суффиксами.
Основа слова. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В
голубом просторе».
Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Подробное изложение повествовательного текста.
Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Общее представление о правописании слов с орфограммами в
значимых частях слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и
обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными
гласными в корне.
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного
звука в корне слова.
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.
Составление текста из деформированных предложений.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с
буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. Работа с текстом.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на
конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с парными по глухости—звонкости согласными на
конце слов и перед согласным в корне. Составление текста на основе
личных наблюдений или по рисунку.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и
безударными гласными в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на
конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1
1
1
1
1
1

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

64

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммами в корне. Проверочный диктант.

1

65

Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками,
допущенными в проверочном диктанте.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах,
их правописание.
Правописание суффиксов в словах.

1

45
46
47
48
49
50
51
52
53

54

55
56
57
58

59
60
61
62
63

66
67
68
69

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
1
1
19

70
71
72-73
74
75
76
77
78
79

80

81-82
83
84
85
86
87
88

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98-99
100
101
102
103
104
105

Правописание приставок в словах.
Правописание значимых частей слова.
Правописание приставок и предлогов в словах.
Контрольный диктант (с грамматическим заданием).
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Место
и роль разделительного твёрдого знака(ъ) в слове.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь)
знаками.
Урок развития речи.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими
орфограммами. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Проверочный диктант.
Обобщение изученных правил письма. Рекомендации к
осуществлению проектной деятельности «Составляем
«Орфографический словарь».
Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных
частях речи.
Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об
имени существительном.
Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная
форма имени существительного.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Тайна
имени».
Число имён существительных, изменение имён существительных по
числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа.
Род имён существительных: мужской, женский, средний.
Определение рода имён существительных, употреблённых в
начальной и других формах.
Имена существительные общего рода. Род имён существительных
иноязычного происхождения.
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных
женского рода.
Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце
слова.
Обучающее изложение.
Проверочный (объяснительный) диктант.
Склонение имён существительных.

1
1
2
1
1

Изменение имён существительных по падежам. Неизменяемые имена
существительные.
Именительный падеж имён существительных.
Родительный падеж имён существительных.
Дательный падеж имён существительных.
Винительный падеж имён существительных.
Именительный, родительный, винительный падежи.

1

1
1
1
1

1

2
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
20

106

Творительный падеж имён существительных.

1

107
108
109
110
111
112

Предложный падеж имён существительных.
Подробное изложение текста повествовательного типа.
Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном.
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Проверочный диктант (с грамматическим заданием).
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Зимняя
страничка».
Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об
имени прилагательном.
Роль прилагательных в тексте.
Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании.
Составление текста-описания в научном стиле.
Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А.
Врубеля «Царевна-Лебедь».
Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).
Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1
1
1
1
1
1

Число имён прилагательных.
Число имён прилагательных. Сравнительное описание.
Падеж имён прилагательных (общее представление).
Начальная форма имени прилагательного.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Обобщение знаний об имени прилагательном и имени
существительном.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова
«Девочка с персиками».
Контрольный диктант (с грамматическим заданием).

1
1
1
1
1
1

Работа над ошибками, допущенными в сочинении и в контрольном
диктанте. Проект «Имена прилагательные в загадках».
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных
местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Местоимения
Обучающее изложение
Значение и употребление глаголов в речи.
Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов
среди однокоренных слов и форм слов.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Неопределённая форма глагола.
Число глаголов.
Времена глаголов.
Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах
прошедшего времени.
Изменение глаголов по временам.
Время и число глаголов.
Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам
и самостоятельно составленному плану.
Род глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы не с глаголами.

1

113
114
115
116
117
118
119121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135-136
137
138
139-140
141
143
144
145
146
147
148 -149
150151

1
1
1
1
1
1
2

1
1

1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
21

152 -153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168 170

Обобщение знаний о глаголе.
Проверочная работа.
Контрольный диктант
Части речи.
Подробное изложение повествовательного текста на тему «У Вечного
огня».
Обобщение изученного о слове, предложений
Правописание окончаний имен прилагательных
Правописание приставок и предлогов.
Правописание безударных гласных.
Правописание значимых частей слов.
Итоговый контрольный диктант.
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.
Обучающее изложение.
Текст.
Сочинения на тему «Почему я жду летних каникул?»
Повторение изученного материала.

Итого:

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3

170

4 класс
№
урока
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17

Тема
Инструктаж по технике безопасности для учащихся при нахождении в
общеучебном кабинете.
Знакомство с учебником «Русский язык».
Язык и речь. Формулы вежливости
Текст и его план
Обучающее изложение
Анализ изложения. Типы текстов

Количество
часов
1

1
1
1

Предложение как единица речи
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Диалог. Обращение
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения
Входной контрольный диктант
Анализ диктанта, работа над ошибками. Словосочетание
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Понятие об
однородных членах предложения
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Простые и сложные предложения. Связь между простыми
предложениями в составе сложного.

1

Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Обучающее изложение
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слово и его

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

22

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

42

43
44
45

46
47
48
49
50

лексическое значение.
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Заимствованные слова. Устаревшие слова
Синонимы, антонимы, омонимы.
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Правописание гласных и согласных в корнях слов
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных
согласных в корнях
Правописание приставок и суффиксов
Разделительные твердый и мягкий знаки
Части речи. Морфологические признаки частей речи
Склонение имен существительных и имен прилагательных
Имя числительное. Глагол
Контрольный диктант за 1 четверть
Наречие как часть речи. Анализ диктанта
Правописание наречий
Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на
Сером волке».
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Анализ контрольного диктанта. Повторение
Распознавание падежей имен существительных
Упражнение в распознавании именительного, родительного,
винительного падежей неодушевленных имен существительных
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном
и предложном падежах
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания.
Несклоняемые имена существительные
Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е
склонение имен существительных
Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
2-е склонение имен существительных
Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го
склонения
3-е склонение имен существительных
Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3-го
склонения
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени
существительного
Обучающее изложение
Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2
и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки
безударных падежных окончаний имен существительных
Именительный и винительный падежи
Правописание окончаний имён существительных в родительном
падеже
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых
имён существительных
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже
Упражнение в правописании безударных окончаний имен
существительных в родительном и дательном падежах

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
23

51
52
53

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

65
66
67

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81

Правописание окончаний имен существительных в творительном
падеже
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
творительном падеже
Правописание окончаний имен существительных в предложном
падеже. Упражнение в правописании окончаний имен
существительных в предложном падеже
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех
падежах
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен
существительных
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен
существительных
Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных в единственном числе»
Анализ контрольного диктанта. Повторение
Склонение имён существительных во множественном числе
Именительный падеж имён существительных множественного числа
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых
имён существительных
Родительный падеж имён существительных множественного числа
Правописание окончаний имён существительных множественного
числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи
имён существительных множественного числа
Дательный, творительный, предложный падежи имён
существительных множественного числа
Обучающее изложение
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен
существительных в единственном и множественном числе. Наши
проекты
Контрольный диктант за первое полугодие
Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа
Имя прилагательное как часть речи
Род и число имён прилагательных
Склонение имён прилагательных
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова
«Мика Морозов»
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода в именительном падеже
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода в родительном падеже
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода в дательном падеже
Именительный, винительный, родительный падежи
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода в творительном и предложном падежах
Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных
мужского и среднего рода
Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24

82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Именительный и винительный падежи имён прилагательных
женского рода
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен
прилагательных женского рода
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского
рода
Упражнение в правописании падежных окончаний имен
прилагательных
Изложение описательного текста
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён
прилагательных
Склонение имён прилагательных во множественном числе
Сочинение-отзыв по картинам И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»,
Н.К. Рериха «Заморские гости»
Именительный и винительный падежи имен прилагательных
множественного числа
Родительный и предложный падежи имен прилагательных
множественного числа
Дательный и творительный падежи имен прилагательных
множественного числа
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Местоимение как часть речи
Личные местоимения
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам
Изменение личных местоимений по падежам.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Местоимение»
Роль глаголов в языке
Изменение глаголов по временам
Контрольный диктант за третью четверть
Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа
Неопределённая форма глагола
Изменение глаголов по временам
Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Анализ изложения. Спряжение глаголов
Спряжение глаголов
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном
числе
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»
I и II спряжение глаголов настоящего времени
I и II спряжение глаголов будущего времени
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
будущем времени
Возвратные глаголы
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25

120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Итого
Всего

Правописание глаголов в прошедшем времени
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени
Изложение повествовательного текста по вопросам
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Анализ контрольного диктанта. Повторение
Обобщение по теме «Глагол»
Изложение повествовательного текста
Проверка знаний по теме «Глагол»
Анализ изложения, тестовой работы. Повторение
Язык. Речь. Текст
Предложение и словосочетание
Лексическое значение слова
Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина
«Рожь»
Состав слова
Части речи
Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Анализ изложения. Части речи
Итоговый контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта. Повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
136
624

26


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».