Программа профилактики правонарушений на 2021 - 2022 уч.год

Муниципальное автономное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №8»

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
БЕЗНАДЗОРНОСТИ. ПРОФИЛАКТИКИ И ЗАПРЕЩЕНИИ
КУРЕНИЯ, УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ,
СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ, ПИВА,
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ
ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ И ДРУГИХ
ОДУРМАНИВАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
« ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…»
2019-2020, 2020 – 2021, 2021 - 2022 гг.

« Дороги, которые мы выбираем…»
Авторы:
1. Ежова Татьяна Яковлевна, заместитель директора по УВР МАОУ ПГО «СОШ
№8»
2. Жирнова С.Р, заместитель директора по УВР МАОУ ПГО «СОШ №8»
Паспорт профилактической программы
МАОУ ПГО «СОШ №8»
Наименование
программы.

Основание для
разработки.

Разработчики
программы.

Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и
употребления ПАВ среди несовершеннолетних
« Дороги, которые мы выбираем…»
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Конвенция о правах ребёнка 1989г.
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО
1995г.
5. Закон РФ «Об образовании» 01.09.2013 г.
6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» от 24.05.1999г.
№120.
7. Устав МАОУ ПГО «СОШ №8»
8. ФЗ Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ от 20.07.2000
№103-ФЗ;
9. Областной закон о защите прав ребёнка;
10.Методических рекомендаций НИИРО;
11.Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания
личности гражданина России ФГОС 2011 г.;
Заместители директора по УВР МАОУ ПГО «СОШ №8»
1.
2.
3.
4.

Цель
программы.

Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни,
раскрытие личностного потенциала ребёнка:
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, что
способствует повышению качеству их жизни;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни;
- воспитание нравственных качеств личности, влияющих на
формирование активной гражданской позиции;
- выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего
развития и поиска своего места в жизни;
- ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по
мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних в
соответствии Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексам
РФ и другими законами и постановлениями Российской
Федерации.
-

Задачи
программы.

1. Осуществлять
мероприятия
по
профилактике
правонарушений, безнадзорности, формированию здорового
образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к
правам человека.
2. Развивать физические качества и обеспечивать основной
уровень физической подготовки детей в образовательном
учреждении.
3. Формировать у обучающихся устойчивого отрицательного
отношения к «первой пробе» наркотических средств и
психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других
одурманивающих веществ, профилактике
курения,
употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков,
пива.
4. Разработать
эффективные
механизмы
совместной
деятельности участников воспитательной системы школы:
родительской общественности, ученического соуправления и
педагогического коллектива.
5. Формировать морально-волевые качества школьников.
6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в
школьном сообществе для творческого эффективного
взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
7. Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой
жизненной ситуации и решать возникшие проблемы
самостоятельно.
8. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении
специальных знаний и навыков, а также давать социальную и
психологическую поддержку семьям.

9. Обучать детей
эффективным методам поведения в
нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую
личность, способную строить свою жизнь в соответствии с
нравственными принципами общества.
10.Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка
через
научно-методическую,
воспитательную,
профориентационную работу школы.
11.Обеспечивать законные интересы и защиту прав
несовершеннолетних.
Сроки и этапы
реализации.

Программа рассчитана на 2016-2019 годы.
Этап разработки программы: май – август 2016г.
Этап реализации программы профилактической работы в рамках
предлагаемой концепции: 2016-2017, 2017-2018, 2018 - 2019
учебные годы.
Этап рефлексии: июнь 2017, июнь 2018, июнь 2019 год.

Исполнители
программы.

Заместители директора по УВР, совет по профилактике,
школьный психолог, методическое объединение классных
руководителей,
методические
объединения
педагоговпредметников, ПМПК школы, родительские комитеты школы,
ученический отряд волонтёров.

Перечень разделов
программы.

Ожидаемые
конечные
результаты
программы.

1. Пояснительная записка.
2. Программа профилактической работы в течение года.
3. План профилактической работы в течение учебного года
МАУО ПГО «СОШ №8»

1. Создание системы профилактической работы в школе.
2. Разработка
эффективных
механизмов
совместной
деятельности участников воспитательных отношений
школы: родительской общественности, педагогического
коллектива, ученического соуправления.
3. Повышение
психолого-педагогической
грамотности
родителей обучающихся школы.
4. Повышение медико-психологической компетентности
педагогического коллектива школы.
5. Снижение факторов риска потребления
табака,
алкогольных,
слабоалкогольных
напитков,
пива,
наркотических средств и психотропных веществ, их
прекурсоров и аналогов и других одурманивающих
веществ в детско-подростковой среде.
6. Активное и результативное участие обучающихся школы в

различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
7. Формирование
здорового
жизненного
стиля
эффективных линий поведения у детей и подростков.
8. Создание здоровой и безопасной среды в школе.
Система
организации
контроля за
исполнением
программы.
Объёмы и
источники
финансирования
программы.

и

Итоговый отчёт и анализ годовой работы составляется
заместителем
директора по УВР, он предоставляется
директору школы.

В соответствии с бюджетным финансированием МАОУ ПГО
«СОШ №8».

Программа профилактики правонарушений, безнадзорности.
Профилактики и запрещении курения, употребления
алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива,
наркотических средств и психотропных веществ, их
прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ
среди несовершеннолетних.
«Дороги, которые мы выбираем…»

Пояснительная записка.
Актуальность. Динамизм современной жизни, глубокие и резкие изменения
социальных стереотипов предъявляют повышенные требования не только к
взрослым, но и к детям. Все это обостряет действие таких
психотравмирующих
социальных
факторов,
как:
неадекватные
воспитательные воздействия в семье, искажение ценностных ориентаций,
явная и скрытая безнадзорность, появление асоциальных явлений в
поведении детей. Формирование противоправного поведения у детей и
подростков может быть обусловлено следующими причинами:
−
социально – педагогической запущенностью, когда дети или подростки
ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся
негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых
позитивных знаний, умений и навыков;
−
глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием
семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом
в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися
взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса,
неправильным (несправедливым, грубым) отношением со стороны
родителей, учителей, одноклассников;
−
отклонение в состоянии психологического и физического здоровья и
развития, возрастными кризисами;
−
отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными
видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных
и личностных жизненных целей и планов;
−
безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и
развивающейся на этой основе социально – психологической
дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с
позитивных на негативные.
Особую тревогу вызывает тот факт, что за последние несколько лет
увеличились случаи асоциального поведения детей и подростков,
увеличилось количество детей, самовольно ушедших из семей, где не
обеспечивались минимально необходимые условия для жизнедеятельности и
полноценного развития, допускающих жестокое обращение с ними. Такие
дети занимаются мелким воровством, употребляют спиртные напитки,
токсические и наркотические вещества.
В такой непростой социальной ситуации школа должна помочь каждому
ребенку сделать свой положительный выбор. Проблема аддиктивного

поведения, наркомании и употребления ПАВ, употребления табака и
алкоголя - по своей природе комплексная проблема. Поэтому решение
проблем
правонарушений
среди
несовершеннолетних
должно
осуществляться через решение проблем школы, семьи, социального
окружения.
Школа является важной социализирующей средой после семьи, она
должна прививать правила позитивного социального поведения,
способствовать эмоциональному и социальному развитию ребенка. Особенно
важной становится указанная роль школы в отношении обучения и
воспитания детей с асоциальным поведением и безнадзорных детей, т.к. они,
как правило, проживают в семьях, которые не выполняют свои социальные
функции.
Данная программа – это документ, определяющий направление и
характер деятельности школы по профилактике и запрещении курения,
употребления
алкогольных,
слабоалкогольных
напитков,
пива,
наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов
и другие одурманивающих веществ в образовательном учреждении.
Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и
своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение
физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы
риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и
здоровья обйчающихся. Поэтому программа составлена на следующих
научных и методологических принципах реализации:
• Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики
работы с детьми группы риска.
• Аксиологичность:
формирование
у
детей
и
подростков
мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях,
здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются
регуляторами их поведения, что является одним из основных моральноэстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
• Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой
профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности
являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
• Последовательность.
• Преемственность.
• Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему
обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и
законодательства.
• Партнерство: консолидация возможностей социальных групп,
общественных и межведомственных организаций.
• Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех
частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов
участников программы.

• Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие
внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к
изменениям в обществе.
Профилактическая программа школы включает основных ее участников и
включает следующие разделы:
- изучение и диагностическая работа с учащимися и их семьями;
- профилактическая работа с учащимися;
- медико – психологическое и правовое просвещение педагогов,
родителей и обучающихся;
- работа с родительской общественностью.
Для достижения положительного результата действия программы
педагогический коллектив использует следующие технологии: личностноориентированные,
групповые,
коллективные,
коррекционные,
интегративные, интерактивные.
Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах,
круглых столах, педсоветах конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах,
олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других
форма работы.
Реализация выше изложенных целей, задач и принципов предполагает
достижения следующих результатов:
1. Создание здоровой и безопасной среды в школе - создание системы
профилактической работы в школе.
2. Разработка эффективных механизмов совместной деятельности
участников
воспитательных
отношений
школы:
родительской
общественности,
педагогического
коллектива,
ученического
соуправления.
3. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся
школы.
4. Повышение медико-психологической компетентности педагогического
коллектива школы.
5. Снижение факторов риска потребления табака, употребления
алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и
психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других
одурманивающих веществ в детско-подростковой среде.
6. Активное и результативное участие учащихся школы в различных
конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
7. Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий
поведения у детей и подростков.
Школа имеет хорошую материально-техническую базу, кадровопрофессиональный состав и глубокие традиции, передающиеся от одного
поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с
общественными и межведомственными организациями, что создает
благоприятные условия для успешного выполнения программы.

Основные направления работы
1.
Работа по профилактике неуспеваемости и непосещаемости
учащихся.
Если обучающийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной
программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он
не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему
скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В
конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один
день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется
чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Он
станет проводить свободное время на улице, компьютерных клубах. В погоне
за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и
попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и
преступную деятельность.
2. Организация досуга учащихся.
Широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом,
художественное творчество, кружковую работу – одно из важнейших
направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию
творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга,
формированию законопослушного поведения, создания ситуации успеха.
3. Профилактика употребления и запрещении курения, употребления
алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических
средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других
одурманивающих веществ. Пропаганда здорового образа жизни.
В настоящее время физическое состояние обучающихся по ряду причин
вызывает большую тревогу. Плохая экология, недостаточный уровень
питания, стесненные жилищные условия, низкий уровень медицинского
обслуживания, низкий уровень интереса к собственному здоровью – все это
влияет на физическое здоровье детей.
В начале ХХI века употребления алкоголя, наркотиков и другими
психоактивными веществами приняло характер эпидемии.
За
последнее
десятилетие
для
России
употребление
несовершеннолетними и молодежью табака, акоголя, наркотических и
психоактивных веществ превратилось в проблему, представляет серьезную
угрозу здоровью населения, социальной, экономической сфере,
правопорядку.
4. Правовое воспитание.
Акцентирование внимание несовершеннолетних и их родителей на
правовых вопросах дает мотивацию на ответственность за свои действия.
5. Предупреждение
вовлечения
учащихся
в
экстремистские
организации.
Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения
учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К
участию
в
массовых
беспорядках,
хулиганских
проявлениях,

распространению литературы, пропагандирующей межнациональную,
межрелигиозную рознь, где все чаще стали привлекаться учащиеся старших
классов.
6. Работа по выявлению учащихся и семей, оказавшихся в социальноопасном положении.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в
обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не
отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо
совершает правонарушение или антиобщественные действия;
Семья, находящаяся в социально-опасном положении – это семья,
имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также
семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не
исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или
содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко
обращаются с ними.
Информацию о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социальноопасном положении школа получает из разных источников: от ребенка,
учащихся школы, общественности, социальных центров, ТКДН и ЗП, ПДН
ГОВД, посещение семьи.
7. Проведение индивидуальной воспитательной работы.
Большая роль отводится Советам по профилактике, которые действуют на
основе Положения о Совете по профилактике и Плана работы Совета по
профилактике. Организация индивидуальной воспитательной работы
строиться на основании Приказа от 7 февраля 2006 г. N 51, который
содержит инструкцию об организации и порядке ведения в государственных
образовательных учреждениях учета обучающихся и семей, находящихся в
социально опасном положении.


Наверх

Согласие на обработку персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».